—тихи о море, морские стихић. Ѕородицка€ я в море заплыл и лежу на спине.  ака€-то птица парит в вышине.  ака€-то рыба на дне, в глубине, √л€дит, как над ней € парю на спине. ***  то утюжит море? ¬. ќрлов ¬ода после шторма ¬сегда в беспор€дке: ¬иднеютс€ всюду ћорщины и складки. „тоб выровн€ть море ¬близи и вдали, ¬сЄ врем€ утюжат его  орабли. *** “еплоход ¬. ќрлов “еплоход пропах туманом, Ўтормом, солнцем, океаном. ћачты пахнут облаками, ‘лаги - синими ветрами, —олью - палубные доски, √лубиною - €кор€. ћакаронами по-флотски ѕахнет камбуз корабл€. *** ѕрив€занность ¬. ќрлов -Ёй, пароходик! Ёй, малыш! “ы что у берега —тоишь? ѕлыви от пристани —воей! -я очень прив€залс€   ней! *** ƒ€д€ кит »нна —ударева ƒ€д€  ит - он самый-самый: —амый важный, самый главный, —амый добрый и большой, », как небо - голубой. ќн плывет по океану, ”дивл€ет всех фонтаном. *** ¬место ветра —. ѕшеничных “аз, наполненный водою,- Ёто море голубое. » плывЄт в нЄм не скорлупка - Ёто шлюпка! Ёто шлюпка! Ќаклон€юсь к парусам, ¬место ветра дую сам! *** ќ чЄм груст€т кораблики? ¬. Ћунин ќ чЄм груст€т кораблики ќт суши вдалеке? √руст€т, груст€т кораблики ќ мели на реке, √де можно на минуточку ѕрисесть и отдохнуть, » где совсем ничуточки Ќе страшно утонуть. *** ƒве тЄти √. Ќовицка€ «наешь, в море  то живЄт? „удо-юдо кашалот! ј на этом  ашалоте ѕоселилис€ две тЄти, „тоб не бегать «а водой! “ут водичка - ѕод рукой! »з китового фонтана Ќаливают два стакана » чаЄвничают! *** я рисую море ¬. ќрлов я рисую море, √олубые дали. ¬ы такого мор€ ѕросто не видали! ” мен€ така€  раска голуба€, „то волна люба€ ѕросто как жива€! я сижу тихонько ќколо прибо€ - ќкунаю кисточку ¬ море голубое. *** ѕочему загрустил пароход? ¬. ќрлов ќчень грустно ѕароходу - ѕрив€зали пароход. ѕароходу Ќету ходу Ќи назад и ни вперЄд. ѕароход ѕовесил нос: - я не пЄс! Ќеужели € причал —терегу? я ни ла€ть, ни рычать Ќе могу! ѕочему же Ќаказали мен€? ѕочему же ѕрив€зали мен€? *** –асставание ¬. ќрлов ¬от и расставание. ћоре, до свидани€! ƒо свидань€, синее! Ќе вздыхай, прибой! ћоре, ты ведь сильное, „то это с тобой? ¬етром занесЄнные,  апают в песок  апельки солЄные ” мен€ со щЄк. „то за настроение, ѕросто не пойму! ¬идно, скрыть волнение Ќелегко ему! *** ”литки ». «олотов ƒве подружки, ƒве ”литки, —ловно клей конторский Ћипких ѕрилепились к ѕароходу » беседуют по ходу: - удивительный предмет   нам прилип, поко€ нет! -“ретий час плывЄт за нами! Ќу когда же он отстанет!? *** ƒрузь€ ¬. ќрлов ƒруг на друга “ак похожи ѕароход и капитан. ƒл€ друзей ¬сего дороже —иний-синий океан. —вищет ветер ¬озле рубки, ¬олны встали на дыбы. ” капитана ƒым из трубки, ” парохода Ч из трубы. *** ¬сех сильней ћ.Ѕородицка€ ћоре - вот силач какой! ¬сех сильней на свете: ѕоднимает нас с тобой,  ак пушинку ветер. ѕоднимает нас с тобой, —обачонку нашу. ƒаже пароход с трубой, ƒаже д€дю —ашу! ***  ораблик ƒ. ’армс ѕо реке плывЄт кораблик. ќн плывЄт издалека. Ќа кораблике четыре ќчень храбрых мор€ка. ” них ушки на макушке, ” них длинные хвосты, » страшны им только кошки, “олько кошки да коты! *** ƒл€ чего морю нар€ды? ¬. ќрлов ¬ ночь любую, ¬ день любой ћоре зан€то собой: ѕо утрам оно одето ¬ платье –озового цвета. ƒнЄм - одето ¬ голубое, — белой ленточкой ѕрибо€. ј сиреневое платье Ќадевает Ќа закате. ѕо ночам Ќа чЄрной глади - ћ€гкий Ѕархатный нар€д, ј на бархатном Ќар€де ƒрагоценности √ор€т. -ћоре, ≈сли не секрет, ƒай, пожалуйста, ќтвет: ƒл€ чего тебе Ќар€ды? - „тобы люди Ѕыли рады! *** ¬озвращение ¬. ќрлов √л€дит на море пристально ¬стречающий народ:   своей родимой пристани ѕодходит пароход. ƒо этого мгновени€ ѕрошЄл он сто дорог. Ќаверно, от волнени€ ќхрип его гудок. ¬ его иллюминаторы «агл€дывали скалы, » солнышко экватора Ѕорта его ласкало. ќт этой жгучей ласки, ќт солнечного жара, — него сползала краска,  ак будто от загара. ћор€ его качали, ¬етра над ним рычали, Ќо чЄрными ночами, «а тридев€ть морей, ќн думал о причале Ќа –одине своей... » вот на море пристально ¬ порту гл€дит народ:   своей родимой пристани ѕодходит пароход. ќгромный и железный, ќн цепью застучал » нежно, нежно, нежно ѕотЄрс€ о причал. *** ћорска€ истори€ ј. ”сачЄв ћальчик ¬олод€ ¬ гост€х заскучал: —тул под собою  ачал и качал. ќн представл€л, „то он храбрый мор€к... ѕлыл он по морю » с палубы - бр€к. —кажем точнее - со стула свалилс€: Ќу и компотом при этом облилс€. ¬от что случилось — маленьким ¬овой. —лучай, конечно, Ёто не новый. “акое и с волком морским приключаетс€, ≈сли он долго на стуле качаетс€! *** ћоре работает ¬. ќрлов —калы в пене —еребристой,  ак гор€чие, шип€т. Ѕрызги, брызги, —ловно искры, »з-под молота лет€т. “о не волны набегают, ѕолны силою тугой,- Ёто мускулы играют ѕод рубашкой голубой. “о не белые Ѕарашки ѕо€вились на волне- Ёто соль из-под рубашки ѕроступила на спине. *** ќ. Ѕундур ЎЄл по улице матрос, Ќапевал себе под нос, ј на чЄрной на шинели ƒес€ть пуговиц горели! я смотрел, € мечтал, „тоб одну он потер€л! я бы пуговку нашЄл » к матросу подошЄл: Ђ«драсте, д€денька матрос! я вам пуговку принЄс!ї -- *** Ё. ћошковска€ ћоре, € к тебе бегу! я уже на берегу! я бегу к твоей волне, а волна бежит ко мне!...
  •  омментарии: [0]
 руг детского чтени€Ќа наших книжных прилавках, пожалуй, никогда ещЄ не было такого разнообрази€ детской литературы, как сейчас. “ут и русска€ классика, и зарубежна€, и сказки, и приключени€, и фантастика! –одители, которые серьЄзно относ€тс€ к воспитанию детей, естественно, стараютс€ им побольше читать: художественна€ литература оказывает на душу ребЄнка огромное вли€ние. ќднако далеко не любое вли€ние бывает положительным.  нига может подействовать на человека просветл€юще, а может ввергнуть его во мрак, вселить чувство ужаса и безысходности. ≈сли это применимо ко взрослым люд€м, то уж к дет€м тем более. “ак что при выборе детских книжек не поленитесь лишний раз освежить в пам€ти их содержание. ќсобенно, если ваш ребЄнок робкий, впечатлительный, а таких сейчас достаточно много. «а последние годы в нашей стране число детей, страдающих сильными, даже патологическими страхами, удвоилось. » мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры Ч всЄ зар€жено агрессией, поэтому неудивительно, что дет€м в такой реальности неуютно и они очень многого бо€тс€.  акие выбирать сказки? ¬печатлительным дет€м не стоит рано читать страшные сказки типа Ђ арлика Ќосаї ¬. √ауфа или грустные вроде Ђƒевочки со спичкамиї либо Ђ–усалочкиї ’.- . јндерсена. Ќародные сказки, в том числе русские, должны быть литературно обработаны, причЄм именно дл€ детей, поскольку в оригинальном варианте слишком много архаической жестокости. ≈щЄ более осторожно следует подходить к легендам и мифам. »х лучше оставить лет до 9Ц11, а в дошкольном возрасте читать побольше весЄлых произведений наших и зарубежных классиков детской литературы. ¬о-первых, потому что смех Ч действенное лекарство от страха. Ћюди знали это ещЄ в глубокой древности. ” некоторых племЄн до сих пор бытует обычай заклинать смехом злых духов, а у колумбийских индейцев даже прин€то сме€тьс€ во врем€ похорон. (  чему € вас, естественно, не призываю!) ¬ы, наверное, обращали внимание на то, что испуганный ребЄнок напр€жЄн, как нат€нута€ струна. —мех снимает это напр€жение, помогает переключить внимание малыша, служит заградительным барьером между ним и страшными образами. ¬о-вторых, Ђ„иполлиної, Ђ¬инни-ѕухї, ЂЅуратиної, Ђѕеппи Ч ƒлинный „улокї, а также книги Ќосова, ”спенского, –ыбакова, ћаршака, ћихалкова и других прекрасных авторов не только развлекают, но и многому учат. ¬ том числе и смелости. Ќу, а в Ђѕриключени€х жЄлтого чемоданчикаї —. ѕрокофьевой тема обретени€ смелости вообще ведуща€. —ейчас порой можно услышать, что до революции дети слышали сказки как раз в неприглаженном, архаическом варианте. » Ч ничего, привыкали к Ђсуровой правде жизниї. Ќо авторы тех времЄн свидетельствуют об обратном. Ђ онечно, неуместно читать дет€м сказки, где есть что-либо пугающее, какие-либо страшные образыї (выделено мной. Ч “.Ў.), Ч писал больше ста лет назад, в 1876 г., педагог ¬.—иповский. ј ведь в середине XIX в. у детей было неизмеримо меньше страшных впечатлений, чем сейчас. ќдни новости по телевизору, которые ныне каждый день смотр€т взрослые, чего сто€т!  рупным планом показываютс€ изуродованные трупы, в красках расписываетс€, где что взорвалось, сгорело, потонуло... ѕо признанию самих телевизионщиков, в новост€х примерно 70 процентов негативной информации и лишь 30 процентов Ч позитивной. ƒа и ту они умудр€ютс€ подавать так, что положительный эффект нередко сходит на нет. ј компьютерные игры? ј бьюща€ по нервам улична€ реклама, которую на профессиональном жаргоне так пр€мо и называют Ђагрессивнойї, поскольку она не предлагает, а нав€зывает потре6ител€м товары, вли€€ на подсознание? ј жуткие, садистские заголовки, которыми пестрит нынешн€€ пресса? ј разговоры современных детей, уже напичканных вс€кими Ђужаст€миї? Ќа таком, м€гко говор€, неблагопри€тном фоне литературные Ђстрашилкиї будут не полезной прививкой, как думают некоторые недальновидные люди, а очередной порцией €да. » детска€ психика, не выдержав перегрузки, может сломатьс€. ” детей помладше могут возникнуть фобии, а у подростков Ч то, что в православии именуетс€ ЂокаменЄнным нечувствиемї. „еловека, повинного в этом грехе, ничем не проймЄшь. ќн равнодушен к чужому страданию и чужому горю. ƒл€ него даже самые близкие станов€тс€ чужими людьми. √орькие плоды современного воспитани€ ѕсихологов и педагогов всЄ больше заботит отставание эмоционального развити€ современных детей и подростков. ѕричЄм наблюдаетс€ оно не только в семь€х, где дети растут, как сорна€ трава, но и там, где ими достаточно много занимаютс€. ќ ранней интеллектуализации, тормоз€щей развитие эмоций, € не раз писала. Ќо ею дело не ограничиваетс€.  ак ребЄнок может научитьс€ модел€м поведени€? “ак же, как и всему остальному: в основном, подража€ тому, что он видит вокруг. » литература играет тут важнейшую роль, ведь €ркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаютс€ в пам€ть, могут навести на глубокие размышлени€. „ем с утра до ночи твердить маленькой девочке, как дурно быть нер€хой, лучше прочитать Ђ‘едорино гореї  . „уковского и сказать, что еЄ игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспор€док. (ј если это не подействует, то и убрать на врем€ пару любимых кукол, сказав, что они не выдержали жизни в гр€зи.) ≈щЄ не так давно, в конце 80-х гг., большинство детских книг, мультфильмов, фильмов, спектаклей предназначалось не только дл€ развлечени€, но и дл€ воспитани€. „асто быва€ на фестивал€х кукольных театров, мы с ».я. ћедведевой не раз слышали от режиссЄров жалобы на то, что им надоели пьесы про жадных медвежат, упр€мых осликов, озорных обезь€нок. »х мечта Ч Ђ√амлетаї в куклах поставить, а ћинкультуры требует спектаклей дл€ дошкол€т. ¬зрослым д€д€м, наверное, и вправду скучны пьесы про осликов, а вот малышам така€ тематика Ч в самый раз. ќни узнают в геро€х самих себ€, ситуации, в которых нередко оказывались, учатс€ распознавать оттенки чувств и эмоций, усваивают правильные модели поведени€.  онечно, далеко не всЄ было тогда талантливо, но даже самые простые, бесхитростные истории могли многому научить реб€тишек. ѕотом был дан резкий крен в сторону развлекательности. ¬озьмЄм дл€ сравнени€ стихи из двух учебников, изданных с интервалом в 4 года. ¬ Ђ–одной речиї (сост. ћ.¬. √олованова, ¬.√. √орецкий, Ћ.‘. лиманова. ћ.: ѕросвещение, 1993) на поэзию отведено пор€дка 90 (!) страниц. «десь много известнейших стихов о природе: ЂЋюблю грозу в начале ма€ї ‘. “ютчева, Ђя пришЄл к тебе с приветом, рассказать, что солнце всталої и Ђ«реет рожь над жаркой нивойї ј. ‘ета, Ђ«вонче жаворонка пеньеї ј. “олстого, Ђ”ж небо осенью дышалої, Ђ«имнее утрої и Ђ«имний вечерї ј. ѕушкина (естественно, € упоминаю далеко не все произведени€). ≈сть басни  рылова, Ђ—казка о царе —алтанеї (не отрывок, а вс€ целиком!), стихи ћ. Ћермонтова, ». Ќикитина, Ќ. Ќекрасова,  . Ѕальмонта, ». Ѕунина. ¬се они из разр€да тех, которые безусловно можно отнести к Ђжемчужинам русской поэзииї. ј вот попул€рный ныне учебник –.Ќ. Ѕунеева и ≈.¬. Ѕунеевой Ђ¬ океане светаї, предназначенный дл€ того же возраста. ѕо нему сейчас занимаетс€ множество школ и гимназий, в том числе называющих себ€ элитарными. Ќет, нельз€ сказать, что русска€ поэзи€ в учебнике обойдена стороной. ќбъЄм напечатанных произведений примерно такой же. — той только разницей, что данный учебник в два с лишним раза толще. ѕоказателен и подбор материала. ≈сли русска€ поэзи€ ещЄ представлена какими-то хрестоматийными стихотворени€ми (хот€ их куда меньше, чем в первом учебнике), то стихи советского периода просто изумл€ют. «ачем включать в учебник то, что может быть уместно на страницах Ђћурзилкиї, но уж никак не назовЄшь вершиной, эталоном поэтического творчества? ƒл€ учебных хрестоматий всегда отбирались лучшие произведени€, чтобы показать дет€м образец. Ќеужели не нашлось ничего более выдающегос€, чем Ђ¬редные советыї √. ќстера, или стишок про бедную киску, которой не дают украсть сосиски (Ѕ. «аходер), или вот такие Ђпоэтические жемчужиныї:  то продыр€вил барабан, барабан?  то продыр€вил старый барабан? Ѕарабанил в барабан барабанщик наш, Ѕарабанил в барабан тарабарский марш. Ѕарабанил в барабан барабанщик јдриан. Ѕарабанил, барабанил, бросил барабан. » т.д. и т.п. ё. ¬ладимиров јвторы учебника обращают внимание школьников на то, как поэт играет звуками. Ќо, право же, это далеко не самый удачный пример художественного приЄма, называемого Ђаллитерациейї, да и неинтересно это стихотворение ученикам четвЄртого класса, дл€ которых написан учебник. “еперь мы начинаем пожинать горькие плоды воспитательных экспериментов. Ёмоциональна€ уплощЄнность современных детей налицо. ¬ернее, даже на лице: у них обеднЄнна€ мимика, им часто бывает трудно изобразить даже самые простые эмоции Ч радость, печаль, злость, обиду. √ораздо хуже, чем раньше, опознаютс€ нынешними детьми и разные черты характера. –асскажешь им самую что ни на есть незамысловатую историю про грубых или, допустим, ленивых героев, а в ответ на вопрос: Ђ акие были сейчас персонажи?ї они знай себе тверд€т: Ђѕлохие... «лые...ї » только после навод€щих вопросов, фактически содержащих пр€мую подсказку (Ђƒевочка ленилась рано вставать, ленилась причЄсыватьс€ и убирать постель Ч значит, кака€ она была?ї), кто-нибудь догадаетс€ произнести нужный эпитет. ј попросите назвать противоположное качество, и вы такое услышите! ЂЋенивыйї Ч Ђработныйї, Ђгрубыйї Ч Ђнеобзывальныйї(?!) “ак что € советую через книги сделать упор на эмоционально-нравственное развитие ваших детей. Ёто, конечно, не означает полного исключени€ развлекательного элемента, но всЄ же больша€ часть произведений должна не просто забавл€ть ребЄнка, а учить и воспитывать. » ещЄ несколько рекомендаций: ќбсуждайте прочитанное. Ќаводите детей на размышлени€ о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведени€. «адавайте дет€м побольше вопросов, а то дискуссии взрослых с ними нередко вырождаютс€ в нравоучительные монологи, во врем€ которых ребЄнок привычно отключаетс€ и практически ничего не улавливает. — дошкольниками и младшими школьниками прочитанное стоит не только обсуждать, но и проигрывать Ч театрализаци€ позвол€ет ненав€зчиво донести до них очень многие вещи, которые иначе не усваиваютс€ или усваиваютс€ с огромным трудом. ≈сли вы хотите, чтобы книга помогла вашему ребЄнку осознать и преодолеть его психологические трудности (например, страхи, жадность или упр€мство), ни в коем случае не подавайте еЄ под лозунгом Ђвот как поступают насто€щие мужчины (добрые дети, послушные девочки), а ты...ї ”прЄк, каким бы скрытым он ни был, оскорбит ребЄнка, который, скорее всего, и сам переживает из-за своего недостатка, но не желает в этом признатьс€. ј обида заблокирует доступ всему остальному. –ассказы про животных ƒошкольники и младшие школьники люб€т рассказы про животных. ќднако не забывайте, что законы природы довольно жестоки. ѕоэтому, если ваш ребЄнок раним, чувствителен, возбудим, склонен к страхам и застенчивости, лучше опускать кровавые подробности либо временно воздержатьс€ от чтени€ некоторых повестей и рассказов.   примеру, € не рекомендовала бы читать п€ти-семилетним дет€м повесть ¬. Ѕианки про мышонка ѕика (между прочим, включЄнную в один из учебников дл€ первоклашек!). ƒа, в этой повести рассказываетс€ много интересного о повадках мышей и птиц, но там есть и картины, способные травмировать впечатлительного ребЄнка. Ќапример, така€: Ђ¬етви куста были усажены длинными острыми колючками. Ќа колючках, как на пиках, торчали мЄртвые, наполовину съеденные птенчики, €щерки, л€гушата, жуки и кузнечики. “ут была воздушна€ кладова€ разбойникаї. »ли така€: Ђѕик посмотрел, на чЄм он лежит, и сейчас же вскочил. Ћежал он, оказываетс€, на мЄртвых мышах. ћышей было несколько, и все они закоченели: видно, лежали здесь давної. Ќе советую и поощр€ть увлечение дошкольников книгами про динозавров. Ќынче эти животные в почЄте, и многие реб€тишки, подража€ друг другу, коллекционируют соответствующие игрушки или штудируют красочные энциклопедии, заучива€ наизусть мудрЄные названи€ доисторических чудовищ. Ќо если абстрагироватьс€ от моды (котора€ нередко так застит нам глаза, что мы уже не можем оценивать еЄ критически), то придЄтс€ признать очевидную вещь: динозавры Ч животные очень страшные. ¬ старину их назвали бы куда откровеннее Ч Ђчудищамиї. —амых безобидных, траво€дных динозавров Ч и тех при всЄм желании не сочтЄшь мил€гами. “олько представьте себе реальную встречу с таким Ђмил€гойї Ч и вас, даже если вы самый €рый поклонник ископаемых, прошибЄт холодный пот. ѕо нашим наблюдени€м, у дошкольников, увлекающихс€ динозаврами, высокий уровень тревожности, много страхов, о которых они далеко не всегда рассказывают родител€м. –азгл€дывание картинок с изображением скелетов и черепов (а в книжках про динозавров такие картинки присутствуют очень часто, ведь облик ископаемых восстановлен по их кост€м) неизбежно наводит ребЄнка на мысли о смерти. ѕомню большеглазого малыша –омана. ¬ четыре года он уже прекрасно рассуждал на самые разные темы и любил книги про животных. ∆ела€ идти в ногу со временем, мама купила ему Ђјтлас динозавровї. ћальчик выучил текст наизусть и поражал гостей своими недюжинными познани€ми. “олько почему-то он перестал засыпать один, ни на минуту не оставалс€ без мамы даже днЄм и начал закатывать дикие истерики, стоило ему хот€ бы чуточку ушибитьс€ или поцарапатьс€. —обственно, эти истерики и послужили поводом дл€ обращени€ мамы к психологу. Ќе понимаю, что с ним стр€слось, Ч недоумевала она. Ч „уть где кольнЄт, он Ч в панику: Ђј € не умру?ї ј если, не дай Ѕог, споткнЄтс€ и до крови обдерЄт коленку Ч такое начнЄтс€! ћаме и в голову не приходило св€зать Ђнемотивированныйї страх смерти, внезапно возникший у еЄ сына, с любимой книжкой. Ќо мысленно восстановив развитие событий, она вспомнила, что страхи у –омана по€вились практически сразу же после приобретени€ Ђјтласаї. ѕриключени€ ƒети, особенно мальчики, обожают приключени€.  аждому, даже самому робкому, ребЄнку в глубине души хочетс€ стать героем, а приключенческа€ литература даЄт ему такую возможность. Ќо исторические книги тоже нередко изобилуют довольно страшными подробност€ми. —кажем, развитый семилетний ребЄнок вполне способен одолеть Ђѕриключени€ “ома —ойераї, однако если его терзают страхи темноты, смерти, бандитов и одиночества, то блуждани€ “ома и Ѕекки в катакомбах способны произвести на него слишком т€гостное впечатление. ј индеец ƒжо может начать €вл€тьс€ к нему по ночам. “о же самое относитс€ и к Ђќстрову сокровищї –.Ћ. —тивенсона. ќдна чЄрна€ метка пиратов чего стоит!  огда имеешь дело с впечатлительными детьми, лучше отсрочить знакомство и с Ђѕринцем и нищимї ћ. “вена, ведь помимо смешных ситуаций, в которые попадает не знающий придворного этикета “ом  енти, там есть множество совсем не смешных подробностей из жизни лондонских бедн€ков. ј также красочные описани€ пыток и казней. Ќа этом произведении €, честно говор€, обожглась сама. ћой младший сын ‘еликс Ч великий книгоглотатель. —овершенно свободно он, как взрослый, начал читать в п€ть лет и к шести мог прочитать за несколько часов сказочную повесть типа ЂЅаранкин, будь человеком!ї или Ђ оролевство кривых зеркалї. я же, следу€ принципу Ђопережающего чтени€ї, старалась заинтересовать его чем-то более сложным. “ак мы с ним читали по вечерам ∆. ¬ерна, а по выходным сын задавал папе разные вопросы из области естествознани€, на которые не могла ответить ему €. » ещЄ он ходил с отцом в биологический или зоологический музей Ч эти книги пробудили у него интерес к природе. Ќо мне хотелось заинтересовать его ещЄ и историей. » вот однажды мне попалс€ на глаза Ђѕринц и нищийї. я в детстве его обожала, мне вообще нравились истории с переодевани€ми, когда герой или героин€ выдают себ€ за кого-то другого. я знала наизусть фильмы Ђ√усарска€ балладаї и Ђ оролевство кривых зеркалї, любила шекспировские комедии с тем же лейтмотивом. “олько у мен€ стЄрлось в пам€ти, что Ђѕринца и нищегої € читала лет в дес€ть. ј сыну моему сравн€лось всего лишь шесть. Ёксперимент пришлось быстро прекратить. ’от€ € пыталась на ходу опускать целые абзацы, ребЄнок всЄ равно не выдержал. Ќе хочу € про них читать! Ч со слезами на глазах вскричал он, когда несчастного принца, переодетого в лохмоть€ нищего “ома  ента, бедн€ки в очередной раз подвергли издевательствам. Ч Ќе нужны они мне, раз они там, в прошлом, были такие жестокие. ћожет быть, поэтому ‘еликс до сих пор не любит приключенческих романов (например, ¬. —котта), действие которых разворачиваетс€ в —редневековье?  лассическа€ литература ѕереход к ещЄ более серьЄзной литературе тоже может оказатьс€ дл€ кого-то болезненным. Ѕо€сь удручающих впечатлений, робкие, чувствительные дети не хот€т читать книги с плохим концом. Ќо ведь тогда за бортом останетс€ львина€ дол€ мировой классики! „то же делать? √лавное, не торопите событи€ и в то же врем€ не пускайте процесс на самотЄк. Ћучше постаратьс€ осуществить переход к серьЄзной литературе м€гко, учитыва€ природные склонности и интересы ребЄнка.  ак? ƒопустим, ваша дочь романтична, любит помечтать. »з сказок она уже выросла, а до тургеневских повестей ещЄ не дозрела. ѕредложите ей прочесть Ђƒжейн Ёйрї Ў. Ѕронте, Ђјлые парусаї ј. √рина, Ђѕоследний листї ќТ√енри. Ёто уже не сказки, но и не Ђсурова€ правда жизниї, котора€, будучи узнанной раньше времени, может породить в душе девочки страх и нежелание взрослеть. »ли, к примеру, сын любит зоологию, посто€нно пристаЄт к вам с просьбой купить собаку, с удовольствием смотрит по телевизору передачи про животных. «начит, настало врем€ дл€ реалистичных произведений Ё. —етона-“омпсона, которые далеко не всегда кончаютс€ благополучно, дл€ романов ƒж. Ћондона и пр. ј заинтересовавшийс€ историей ребЄнок в 11Ц13 лет уже без ущерба дл€ психики прочтЄт и Ђѕринца и нищегої, и Ђ н€з€ —еребр€ногої, и Ђ“араса Ѕульбуї. ¬прочем, новое врем€ Ч новые песни. ќп€ть приведу пример из читательской практики ‘еликса. Ќаверное, многие из вас, родителей, зачитывались в школе Ђ“рем€ мушкетЄрамиї или Ђ√рафом ћонте- ристої ј. ƒюма. Ќу так вот. ” моего младшего сына роман Ђћонте- ристої вызвал совсем не ту реакцию, кака€ возникала у школьников советской эпохи. “ы что мне дала?! Ч возмутилс€ ‘еликс, прочитав сколько-то страниц. Ч  ак вы могли восхищатьс€ этим чудовищем? ќн же такой жестокий, всем мстит, никому ничего не простил... “ы про ’риста говоришь, а сама такие книжки даЄшь читать! » € пон€ла, что, рекоменду€ новым дет€м книги по старой пам€ти, можно сесть в очень большую лужу...
  •  омментарии: [0]
Ќастольные игры дл€ младших школьников«наете ли вы, что настольных игр дл€ взрослых значительно больше, чем дл€ детей?  азалось бы должно быть наоборот. Ќо придумать игру дл€ ребенка не так-то просто. Ќесмотр€ на то, что в последнее врем€ настольные игры приобретают всЄ большую попул€рность, многие из них по-прежнему малоизвестны. ѕродолжа€ разговор на эту тему, остановимс€ на самых интересных настольных играх дл€ старших дошкольников и младших школьников. ќбучение в игре »гра€, дети не просто провод€т врем€, а развивают навыки, которые пригод€тс€ им в жизни: пам€ть, внимание, воображение, ловкость, мелкую моторику, устный счЄт, умение концентрироватьс€ и принимать решени€, ораторское мастерство и ещЄ множество полезных умений. ƒругими словами, игра дл€ ребЄнка - это очень серьЄзное зан€тие. » грамотный выбор настольных игр поможет развить у ваших детей именно те качества, которые вы считаете наиболее актуальными. јнатоми€ игры Ќастольна€ игра Ч это система, в которой участники по своей воле вовлечены в искусственный конфликт. ѕравила этого Ђконфликтаї определены и известны играющим, а вот результат непредсказуем. Ђ онфликтыї могут быть разные: один на один (шахматы, крестики-нолики), каждый за себ€ (большинство игр), команда против команды (Ђјктивитиї и другие), один против команды. »гра€, ребенок принимает на себ€ некую социальную роль и начинает в ней действовать. “ак формируетс€ социальна€ позици€, самооценка, взаимоотношени€ с участниками, отношение к успехам и неудачам. »гра имеет большое значение в формировании личности, особенно в детстве. “аким образом, игра выполн€ет сразу несколько функций: развлекать, развивать, обучать, сплачивать и т.д. ѕоэтому многие настольные игры чаще всего используют в кругу семьи или дл€ совместного отдыха в компании друзей. » лишь некоторые головоломки рассчитаны на игру с самим собой. ¬се настольные игры можно поделить на три вида по уровню необходимого мастерства. - игры, в которых всЄ решает случай (некоторые Ђходилкиї, кости и т.д.) - игры, в которых роль случа€ и мастерства присутствуют одновременно (Ђ—краблї, нарды и т.д.), - игры, в которых элемент случайности исключен (шашки, шахматы и т.д.). — детьми можно играть во все три вида игр, учитыва€ уровень мастерства ребенка в определенный возрастной период. ќсвоение любой игры Ц это познание нового мира, где есть свои правила. ѕочти в каждой игре необходим определенный набор навыков, которые в процессе игры совершенствуютс€. Ќастольные игры могут развивать целый р€д способностей и навыков, а именно: –азвитие речи ¬ игры на развитие речи можно играть вдвоЄм, но большой компанией получаетс€ веселее. “акие игры подготавливают ребенка к школе, улучшают устную речь, помогают научитьс€ доносить мысли до других, развивают словарный запас. ƒети учатс€ слушать и понимать окружающих, убеждать, уговаривать и договариватьс€. јктивити дл€ детей - усложнЄнна€ верси€ јктивити дл€ малышей, о которой уже говорилось. ¬ отличие от варианта дл€ малышей, в этой игре нет картинок, только слова-задани€. —мысл игры тот же: команды соревнуютс€ в отгадывании слов. ƒл€ объ€снени€ слов в јктивити дл€ детей можно использовать –исование, ќбъ€снение, ѕантомиму. ¬ игре могут принимать участие 2, 3 или 4 команды. ¬ каждой команде должно быть не менее 2-х игроков. ÷ель игры - добратьс€ до финиша благодар€ быстрому и пон€тному объ€снению слов, указанных на карточках. јлиас - игра дл€ детей от семи лет. »ли дл€ тех, кто уже давно освоил јлиас дл€ малышей. »гра имеет и другое название, - —кажи иначе, что объ€сн€ет суть правил: нужно объ€снить другими словами разгадываемое слово. ¬о врем€ объ€снени€ слова игрок может использовать синонимы и антонимы, главное не использовать однокоренные слова. ¬ игре 400 карточек, на которых 3200 слов и словосочетаний дл€ разгадывани€. »гра командна€. —крабл детский. ≈сли вы в детстве любили Ёрудит, то покупайте усовершенствованный аналог этой игры. —крабл детский рекомендован дл€ детей от 5 до 10 лет, игра похожа на взрослый вариант, только правила проще и красочнее дизайн пол€. ‘актически игра состоит из двух частей: одно поле дл€ самых маленьких Ц от 5 до 8 лет, и обратна€ сторона, более похожа€ на классический скрабл, дл€ детей от 7 до 10 лет. ¬ версии дл€ дошкольников уже есть слова. ¬сЄ что нужно Ч это поставить на них соответствующие буквы.  огда слово полностью сложитс€, игрок, поставивший последнюю плашку, получает за него очки. Ќесмотр€ на кажущуюс€ простоту, игра эта очень увлекает Ч и как раз подходит по уровню сложности дл€ детей, даже если они только учатс€ читать. »гра познакомит детей с новыми словами и их написанием. ¬ерси€ дл€ младших школьников будет полезна дл€ расширени€ словарного запаса ребЄнка и приобщени€ его к интеллектуальным играм в слова.   слову, игра —крабл вошла в дес€тку лучших настольных игр по версии журнала Forbes. Ёкспромт. ѕочти все в детстве играли в самый упрощенный вариант этой игры: даны три слова (например, лимонад, жираф, лень) и надо придумать с ними св€зное предложение (например, Ђжирафу лень пить воду, поэтому он пьет лимонадї). Ёто лишь один из вариантов игры Ёкспромт. ¬ комплекте 4 игры, 4 варианта словесных сост€заний. Ёто игра на импровизацию, на воображение и фантазию, актерское мастерство и сообразительность. ћожно выбрать любой вариант: придумывать историю, вести дебаты, отвечать на вопросы и т.д. ƒл€ детей постарше есть похожа€ усложненна€ игра “абу.  алейдос. »гра дл€ любителей слов, рекомендована дл€ детей от 8 лет и их родителей. »гра длитс€ дес€ть раундов. ¬ начале каждого этапа участники выбирают определенную картинку и став€т еЄ изображени€ на специальные мольберты. —ледующий шаг - перевернуть песочные часы, отмер€ющие врем€ раунда, и открыть карточку с буквой. ¬ыпавша€ буква указывает на то, какие именно предметы надо искать на картинке. ÷ель каждого игрока - как можно быстрее записывать в свой блокнот как можно больше изображенных слов, начинающихс€ на открытую букву. ѕобеждает тот игрок, который к завершению финального раунда набрал больше всего очков. Ѕла бла бла. »гра дл€ будущих писателей. ÷ель игры состоит в том, чтобы выиграть наибольшее количество карт, придумыва€ истории и ассоциации на выложенные на стол картинки. ќценивают Ђсочинени€ї все игроки по очереди. ¬есела€ игра дл€ компании от 3 до 6 человек. ”стный счет 10 свинок Ц весела€ карточна€ игра дл€ детей. ”частники по очереди выкладывают на стол карточки с цифрами. „исла на карточках суммируютс€. «адача участников добавить к картам на столе такую цифру, чтобы сумма цифр составила ровно 10 очков. ”дачливый игрок забирает себе все карточки со стола, а игра продолжаетс€ дальше. Ќо стоит хоть на единицу превысить это число Ц и все карты достанутс€ соседу! ќтлична€ игра дл€ развити€ навыков устного счЄта. ’екмек, или «аморить черв€чка - азартна€ игра (охота за черв€чками) дл€ детей постарше, внешне похожа на домино, но по сути имеет другие правила. Ќаучит детей внимательности и разовьет навыки счета до 36 и выше. ≈сть еще один вариант этой игры под названием ’екмек барбекю. ѕродолжение її
  •  омментарии: [0]
ƒва ужа. ќдин поуже. “олько он о том Ќе тужит. Ћапу лижем » лежим. ¬от такой у нас режим. ¬€жет Єжик рукавицы. —о спины берЄт он спицы. ƒо чего т€жЄлый сыр! ¬ нЄм наверно тонна дыр! Ѕегемот гул€л по городу. ѕовстречал жирафа вдруг.  рикнул громко на всю улицу; -¬ас жирафствую,мой друг! ј жираф ему в ответ; -Ѕегемотствую,сосед! ¬ зоопарке лев живЄт. ћне он лапу подаЄт. я банан ему принЄс. ќн хватает ловко. - ак зовут ¬ас,царь зверей? ќтвечает; -ЋЄвка! ƒо чего высок жираф- ’одит он на каблуках! ћне идут,-сказала шл€па,- ѕлащ,очки и этот папа. ¬стретил черв€ка черв€к. √оворит;-привет,земл€к! Ќа прогулке ƒетский сад. ƒвадцать маленьких реб€т. » шагают дружно ножки. ¬след гл€д€т сороконожки. ƒуш струитс€ ќт души. -”мывайтесь, ћалыши!!! я теб€ рисую,кобра! “ы в альбоме будешь доброй! ”видал павлин салют. - ак павлинов много тут! ¬ зоопарк пришЄл матрос. ј на нЄм тельн€шка. «ебре громко говорит; Ќу привет,двойн€шка!
  •  омментарии: [0]
ќдин англичанин толкнул англичаниная с детства мечтал переводить с английского старинные стихи и истории. Ќо опоздал: пока € рос,  орней „уковский, —.ћаршак и Ѕорис «аходер всЄ это уже перевели. ћне стало очень обидно. “ак обидно, что если бы € знал какие-нибудь английские слова, € бы сам сочинил из них новую старинную английскую народную балладу или песенку. » сразу перевЄл бы еЄ на русский, пока другие переводчики о ней не узнали. » тут € подумал: "ј почему, собственно, переводчик с английского на русский непременно должен ждать, пока кто-нибудь напишет английские подлинники по-английски? ѕочему бы не сделать наоборот: сначала сочинить ƒќ-подлинный перевод на русский, а потом пускай англичане перевод€т обратно? ј не захот€т переводить Ч тем хуже дл€ них: значит, у нас будет больше английских стихов и историй, чем у самих англичан!" ”чтивый разговор »стори€ очень вежлива€ и не слишком коротка€ ќдин англичанин толкнул англичанина и тут же сказал: "»звините, неча€нно". ¬торой англичанин любезно ответил: "ѕростите, но € ничего не заметил". "Ќет-нет, это вы, ради Ѕога, простите". "ѕростите, но что мне прощать, объ€сните?" " ак - "что мне прощать"? Ќеужели не €сно?" "—эр, вы беспокоитесь, право, напрасно. я рад бы простить вас, но мне не пон€ть, „то именно должен € вам извин€ть". “огда англичанин толкнул англичанина и сразу сказал: "»звините - неча€нно". Ќа что собеседник любезно ответил: "ѕростите, но € ничего не заметил". "Ќет-нет, это вы, ради Ѕога, простите". "ѕростите, но что мне прощать? ќбъ€сните". " ак - "что мне прощать"? Ќеужели не €сно?" "—эр, вы беспокоитесь, право, напрасно: € рад бы простить вас, но мне не пон€ть, что именно должен € вам извин€ть!" “огда англичанин толкнул англичанина и сразу сказал: "»звините. Ќеча€нно". Ќа что собеседник любезно ответил: "ѕростите, но - € ничего не заметил!" "Ќет-нет, это вы, ради Ѕога, простите". "ѕростите, но что мне прощать, объ€сните?" " ак - "что мне прощать"? Ќеужели не €сно?" "—эр, вы беспокоитесь, право, напрасно. я рад бы простить вас, но мне не пон€ть, „то именно должен € вам извин€ть". “огда јЌ√Ћ»„јЌ»Ќ “ќЋ Ќ”Ћ англичанина! » сразу сказал: "»«¬»Ќ»“≈ Ќ≈„јяЌЌќ!" Ќо тут собеседник ответил иначе: "ѕростите, но € вам, пожалуй, дам сдачи". » вежливо-вежливо два англичанина друг друга до ночи тузили отча€нно. –азмышлени€ после очень вежливого разговора ѕо вкусу —тоит досолить » завтрак, и обед. Ќемножко ћожно пошалить, ѕлохого в этом нет. ѕодратьс€ Ќужно иногда - «а слабого, к примеру. Ќо ƒаже вежливость - Ѕеда,  огда забудешь меру. √лупа€ лошадь Ћошадь купила четыре калоши пару хороших и пару поплоше. ≈сли денек выдаЄтс€ погожий, лошадь гул€ет в калошах хороших. —тоит просыпатьс€ первой пороше лошадь выходит в калошах поплоше. ≈сли же лужи по улице сплошь, лошадь гул€ет совсем без калош. „то же ты, лошадь, жалеешь калоши? –азве здоровье тебе не дороже? »стори€ с сундуком »дЄт по дорожке серьезный »ндюк, ¬езЄт на тележке железный сундук. Ќавстречу  орова бежит налегке: —кажите, Ч кричит, Ч что лежит в сундуке? ѕростите, € с вами почти не знаком. ѕустите, не то зацеплю сундуком. Ќо грозно  орова идЄт к сундуку и очень сурово ревЄт »ндюку: Ќу, нет! Ќе уйду € отсюда, пока не скажете, что там, внутри сундука... —тоит до сих пор на дорожке »ндюк. Ћежит до сих пор на тележке сундук. » эта  орова не сдвинулась с места. » что в сундуке, до сих пор неизвестно. «имн€€ колыбельна€ истори€ о ƒэнни, папе и кошке по имени  иска. ƒэниел-ƒэнни, и папа, и кошка катались на санках по снежным дорожкам.  огда, накатавшись, вошли они в дом, их бабушка ћэгги узнала с трудом. ƒэниел-ƒэнни, и папа, и  иска немедленно съели по тЄплой сосиске и р€дышком сели погреть у камина кто руки, кто лапы, кто Ч уши и спину. »грают в камине бесшумные тени. ”снул возле бабушки ƒэниел-ƒэнни. ” папы три капли упали со шл€пы.  ошка согрела оз€бшие лапы. »стори€ о ƒжонатане Ѕилле ƒжоатан Ѕилл, который убил медвед€ в „Єрном Ѕору, ƒжонатан Ѕилл, который купил в прошлом году кенгуру, ƒжонатан Ѕилл, который скопил пробок два сундука, ƒжонатан Ѕилл, который кормил финиками быка, ƒжонатан Ѕилл, который лечил €чмень на левом глазу, ƒжонатан Ѕилл, который учил петь по нотам козу, ƒжонатан Ѕилл, который уплыл в »ндию к тЄтушке “рот, “ј  ¬ќ“ этот самый ƒжонатан Ѕилл очень любил компот.  упить книги ¬адима Ћевина  уда уехал цирк Ћошадь в калошах –ыбка-с-ƒвум€-’востами Ќаша «емл€ в картинках
  •  омментарии: [0]
ћонстр с радиоприемникомЂя схватил бензопилу и стал ему голову пополам резать, так, что у него кровища потекла и мозги во все стороны полетели. Ќу, а потом € ему из калашникова в то, что от головы осталосьЕї - радостно, взахлЄб рассказывал светленький мальчик лет дев€ти в нашей клубной раздевалке другому такому же мелкому пацанЄнку. - ј ты можешь себе представить что-нибудь подобное в реальной жизни? Ц спросила € его. ќн замолчал, насупилс€. - Ќет, - сообщил коротко. ¬з€л свои вещи и ушЄл. ј € осталась думать, что это было. ѕросто дети играют в новые игрушки? »ли это не просто игрушки? я больша€ противница того, чтобы вмешиватьс€ в воспитание чужих детей, - но вот вмешалась же. ћожет, правильнее было бы сказать родител€м? я сама, хоть была уже больша€ девица, успела поиграть в восточные единоборства на телевизионной приставке. ѕравда, без крови, без бензопилы, со стилизованными мелкими фигурками Ц но всЄ равно, там же были удары и оружие, какие-то, что ли, нунчайки. », насколько € могу судить, эта игрушка не сделала мен€ хуже. “ак, может, ничего?  огда-то, даже и в детстве, мен€ возмутил мультик Ђ“ом и ƒжерриї. Ќу, просто чЄрт знает что творит этот жуткий мышонок. ¬се смеховые моменты стро€тс€ на том, что коту “ому бьют молотом по носу, раст€гивают конечности, сдирают шкуру. Ќо сначала это было что-то новенькое, заморское, а больше всего мне нравилось, как рычит лев в заставке Ђ”орнер Ѕразерсї. я не сразу пон€ла, что наш ЂЌу, погоди!ї, по сути, клон этого мультфильма Ц да, не такой непрогл€дно жестокий, более остроумный, и, тем не менее, мы тоже смеЄмс€ над тем, как за€ц делает волку больно разными изощрЄнными способами. √де находитс€ грань? Ѕыло врем€ в нашем детстве (или это только в моЄм детстве с двум€ телеканалами?), когда советские мультфильмы, которые всЄ-таки учили преимущественно добру, с экранов пропали Ц а по€вились в больших количествах мультфильмы, где предлагалось сме€тьс€ над чужой болью. Ќе просто над различными нелепыми положени€ми, вроде падени€ на банановой кожуре (хот€ и этого добра хватает), а над ударами молотом по голове, выт€нутыми усами, выбитыми зубами. ¬ то же самое врем€ взрослым было предложено множество криминальных кинохроник, где не весело, а зловеще, но примерно с такими же подробност€ми рассказывалось уже о насто€щих пытках и убийствах. я не говорю о фильмах ужасов, потому что практически не знаю эту сферу, - но могу предположить, что количество пролитой кровищи и жестокостей в них, чтобы подогреть интерес зрителей, со временем увеличивалось. “о, что в фильме Ђ„еловек с бульвара  апуциновї было представлено как аллегори€, стало реальностью: на смену романтическому кинематографу мистера ‘Єрста пришли людоедские фильмы мистера —эконда. » вот, вроде бы, всЄ это перестало быть в новинку, зрители подустали от кровищи. » далеко не € перва€ пишу о том, что жестокость в кинематографическом и виртуальном мире Ц это плохо. » прин€ты какие-то законы о лимитах жестокости в экранном времени и дл€ разных возрастов. Ќо что-то сдвинулось в нашем сознании. я подумала об этом в очередной раз, когда читала программу передач Ђƒетского радиої: ЂФѕоговорим по-французскиФ. “ема: ћонстр ѕоль путешествует по железной дорогеї. я сначала прочитала Ђћистер ѕольї. ј он Ц монстр. ћонстр учит детей говорить по-французски, и это считаетс€ нормальным. “ак, может, и виртуальна€ драка с бензопилой Ц это всего лишь более остро (в конце концов, это ведь не урок французского €зыка), но тоже нормально?
  •  омментарии: [0]
ќ вреде и пользе »нтернета дл€ детей¬ —Ўј возрастает озабоченность родителей тем, что дети провод€т слишком много времени за компьютером и в »нтернете. ƒо недавнего времени »нтернет ассоциировалс€ с кладезем знаний, где дети могли почерпнуть огромное количество полезной информации.  роме того, дети много читают, а это замечательно! Ќо только что они читают?  ак они пишут, обща€сь онлайн?  стати возможность общени€ также ставилась в заслугу »нтернету. “еперь все эти плюсы стали минусами.  ак показали исследовани€, дети очень мало времени провод€т в »нтернете, учась чему-нибудь. ¬ основном компьютер необходим дл€ игр, »нтернет Ц дл€ скачивани€ музыки и программ (преимущественно тех же игр), а также дл€ интерактивного общени€. Ќебезразличные родители бьют тревогу Ц дети практически не бывают на свежем воздухе, мало двигаютс€, отсюда проблема ожирени€ юных американцев; у них возникают сложности с личным общением, особенно с родственниками, так как речь поклонников онлайнового общени€ слишком примитивна, они не умеют правильно строить предложени€, то и дело норов€ дорисовать рожицу. Ёксперты по использованию детьми »нтернета Ц есть уже на «ападе и такие! Ц говор€т, что некоторые дети, слишком увлекающиес€ чатами, при разговоре двигают пальцами, будто набира€ текст. ћнени€ родителей по поводу того, что же именно вредит ребенку разделились: некоторые считают, самым большим злом то, что дети слишком много времени провод€т за компьютером, другие вид€т проблему в содержании просматриваемых сайтов. » тем и другим родител€м деловые американцы тут же пришли на помощь Ц создали программное обеспечение, способное отключать компьютер по истечении определенного времени (Time-Scout) и "отфильтровывать" порнографические сайты и чаты, а также предоставл€ть в распор€жение родителей список сайтов, просматриваемых их чадом. Ќо новые программы Ц это не главное, важно, чтобы родители были осведомлены о существовании угрозы дл€ их детей, а то как бы и нам в скором времени не пришлось прибегнуть к помощи "специалистов по использованию »нтернета детьми"...
  •  омментарии: [0]
ƒетские стихи ћихаила ясноваѕоэт, переводчик, детский писатель. ћихаил ƒавидович яснов родилс€ 8 €нвар€ 1946 года в Ћенинграде. ¬ 1970 - окончил филологический факультет Ћенинградского университета. — 1982 - член —оюза писателей. ¬ насто€щее врем€ - член —овета —оюза писателей —анкт-ѕетербурга, председатель секции художественного перевода —оюза писателей, руководитель студии художественного перевода при ‘ранцузском институте —анкт-ѕетербурга, член ѕ≈Ќ-клуба. ¬ 2002 г. стал лауреатом ѕочЄтного диплома ћеждународного —овета по детской и юношеской книге (IBBY) за перевод книги ѕьера √рипари "—казки улицы Ѕрока". ¬ 2003 г. получил литературную премию им. ћориса ¬аксмахера, которую вручает ‘ранцузское правительство и ѕосольство ‘ранции в ћоскве за лучший перевод французской художественной литературы. ѕремией отмечена книга переводов прозы √ийома јполлинера "√ниющий чародей. ”биенный поэт" (2002). јвтор шести книг лирики, свыше тридцати книг стихотворений и прозы дл€ детей, а также многочисленных переводов, преимущественно из французской поэзии. ќригинальные стихи переводились на р€д европейских €зыков - французский, английский, польский, эстонский, латышский, румынский. «аписаны и вышли в свет многочисленные пластинки, кассеты и компакт-диски со стихами и песн€ми дл€ детей. ѕомимо собственного творчества, основной круг интересов - работа с литературно одарЄнными детьми. ¬ частности, в 1995-1997 гг. совместно с ћеждународным домом поэзии (Ѕрюссель) в ѕетербурге проводилс€ конкурс детских стихов "¬есЄлый селезень". ¬ 1996-1998 гг. в рамках культурного обмена между ѕетербургом и «ападным ћичиганом (—Ўј) осуществл€лс€ проект "ƒети перевод€т детей". ¬ насто€щее врем€ идЄт работа над книжной серией "ѕоэтический букварь", в рамках которой перевод€тс€ и готов€тс€ к публикации стихи европейских поэтов в рамках проекта "ѕоэты мира - дет€м". — 1992 г. - автор и ведущий программ ѕетербургского радио, посв€щЄнных детскому творчеству. ”тренн€€ песенка ѕроснувшись, крикнул маме €: - ѕрощай, мо€ ѕижами€! ƒа здравствует “уфл€нди€!.. ј мама мне в ответ: - ѕо курсу - —витерл€нди€! Ўл€пл€ндии - привет! - ”ра Ѕольшой ѕальтонии! Ўарфанции - виват!.. ј если вы не пон€ли, “о € не виноват! ¬ышла чашка погул€ть –аз-два-три-четыре-п€ть - ¬ышла чашка погул€ть. ћимо чайник пролетает - „ашку чаем наполн€ет: - Ѕуль-буль!.. ќй-Єй-Єй! Ќужен сахар кусковой! –аз-два-три-четыре-п€ть - ¬ышел сахар погул€ть. ћимо ложка пролетает - —ахар в чашке раствор€ет: - ƒзынь-дзынь!.. ќй-Єй-Єй! Ќужен пр€ник расписной! –аз-два-три-четыре-п€ть - ¬ышел пр€ник погул€ть. –€дом зубки поджидают - ¬ пр€тки с пр€ником играют: - ’руст-хруст!.. јй-€й-€й! ѕо столу растекс€ чай! –аз-два-три-четыре-п€ть - ¬ышла тр€пка погул€ть. “р€пка в чае извозилась, “р€пка фыркала и злилась: - –аз-два-три-четыре-п€ть - Ќе хочу с тобой играть! „то рисую маме Ќа восьмое марта Ќарисую маме √олубое море, Ќебо с облаками. –€дом с этим морем, ѕеною одетым, Ќарисую маму — праздничным букетом. ј ещЄ сегодн€ € ћаме нарисую Ќашу свинку белую - Ѕелую, морскую. ѕусть любой увидит, √л€д€ на картинку,  ак люблю € маму,  ак рисую свинку! «дравствуйте, хвостаствуйте! - «дравствуйте, хвостаствуйте!  ак вы поживаствуйте? - «дравствуйте, мордаствуйте! ¬ы нас не кусаствуйте!.. “ак говорил с хвостом щенок - » всЄ поймать его не мог! ўен€чий сон ѕлывут  учевые болонки Ќад нами, ј дым из трубы ѕодн€лс€ пудельками, ƒве перистых колли —ид€т на сосне... я лапкою дЄрнул » т€вкнул ¬о сне. ¬ гост€х у пуделицы - — тобою костью ѕоделитьс€? - —просила гостью ѕуделица. “а отвечала: "”рр!.." и "–рра!.." - „то просто значило: "”ррррра!.." Ќе отвлекатьс€! ЎЄл по улице бульдожка, ” него чесалась ножка. ќтвлекатьс€ он не стал - Ќожку ушком почесал! ¬стреча по-английски ћистер √авкинс и сэр –ычайли ћиссис ѕискинсон повстречайли. Ёту встречу навек запомнили —эр Ѕесхвостли и мистер ’ромнили. –адость  ак радостно утром —бежать по ступен€м, «абыв про уют — паровым отопленьем, ѕро стуль€ и стол, ѕылесос и диван, » носом уткнутьс€ ¬ мороз и туман!  ак радостно видеть, „то вновь тебе рады —толбы и углы, √аражи и ограды, “€нуть поводок, «амышл€€ побег, » шкуру, как коврик, ѕочистить о снег! ѕосле праздника ‘онари, шары, снежинки, ƒождь, подсвечник на пружинке, —ерпантин и конфетти - ¬сЄ в коробке, ¬заперти. «вЄзды, бусы и хлопушки - ¬сЄ в чулане! ¬се игрушки! ƒверь закрыли на запор, ®лку вынесли во двор. ®лка стара€, больна€, ®лка стынет у сара€. Ќи кустов кругом, ни леса, Ќи звериной стЄжки... ” неЄ иголки лезут, —ловно шерсть у кошки. ¬етер ниточки ветвей –аскачал до скрипа. » никто не скажет ей: "Ѕабушка, спасибо!.." “олько ћурка из подвала   ней погретьс€ прибежала, » под елью ћурочка —ела,  ак —негурочка. —пасибо!  ак жалко, что недели “ак медленно лет€т! » что, родившись, дети Ќе сразу говор€т! ј то бы только-только я маму увидал,  ак тут же бы, как сразу "—пасибо!" ей сказал. «а то, что € родилс€! «а то, что € живой! «а то, что вместе с папой »дЄм сейчас домой! «а то, что дверь откроем » знаем наперЄд, „то мама напевает » нас к обеду ждЄт! я помогаю на кухне - Ќу-ка, м€со, в м€сорубку! Ќу-ка, м€со, в м€сорубку! Ќу-ка, м€со, в м€сорубку, Ўагом... марш! - —той!  то идЄт? - ‘арш! ¬оскресна€ уборка ”тром пыль вскричала: - —ќ—!.. » попала ¬ пылесос. √орести-печалести √орести-печалести, „то-то мне не спитс€. — кем бы мне, печалести, ¬ами поделитьс€? —только непри€тностей -  арандаш сломалс€, ∆ук из банки вылез » больше не поймалс€. ј ещЄ вдобавок - √оре-то какое! - Ўарик накололс€ Ќа листок алоэ... “о-то мне и вертитс€, “о-то и не спитс€ - ћожет, мне с медведиком √орем поделитьс€? ¬ моего медведика ”ткнусь € головой: ќн хот€ и плюшевый, Ќо зато - живой! ѕахнет варежка лошадкой ѕахнет варежка лошадкой. я в неЄ уткнусь украдкой » припомню, как с лошадкой ѕоделилс€ шоколадкой - —ладкой, маленькой и хрупкой: - Ќа, пожалуйста, похрумкай! ¬есеннее метро ѕрогноз Ќе оправдалс€ - ћороз Ќе состо€лс€! «ато весь день мело, мело, Ћетели тучи роем, » мы теперь метро, метро ¬ большом сугробе роем. –аз - капель, ƒва - капель, — двух сторон ведЄм туннель. ћы - проходчики-чики, Ўапки - точно каски. –учеЄк! “еки, теки ѕо моей подсказке: ќт туннел€ я беду ¬доль панели ќтведу! ≈дем, едем с двух сторон: я - вагон, » ты - вагон. - „то везЄте? - —нег!.. —нег!.. - ѕуть открыт - «елЄный свет! „удетство ¬ „удетство откроешь окошки - —частливень стучит по дорожке, ÷ветЄт ¬еселютик у речки, » звонко поют —оловечки, ј где-то по дальним дорогам Ѕредут Ќосомот с Ѕегерогом... ћы с ними в „удетство скорее войдем - —пешит “оропинка под каждым окном, «овЄт нас гл€деть-загл€детьс€: „то там за окошком? „у!.. ƒетство! ƒва боксера ѕо дороге шел боксер ¬ пиджаке и шл€пе. ѕо дороге шел боксер — п€тнышком на лапе. — тренировки шел боксер ¬ пиджаке и шл€пе. Ўел на выставку боксер — п€тнышком на лапе. ќх, устал! Ц вздохнул боксер ¬ пиджаке и шл€пе. Ќе робей! Ц сказал боксер — п€тнышком на лапе. «автра бой! Ц вздохнул боксер ¬ пиджаке и шл€пе. ѕобедишь! Ц сказал боксер — п€тнышком на лапе. ’орошо б! Ц вздохнул боксер ¬ пиджаке и шл€пе. ∆дет медаль! Ц сказал боксер — п€тнышком на лапе. ј теб€? Ц спросил боксер ¬ пиджаке и шл€пе. » мен€! Ц сказал боксер — п€тнышком на лапе. ѕобедишь? Ц спросил боксер ¬ пиджаке и шл€пе. Ќе робей! Ц сказал боксер — п€тнышком на лапе. » пошли они вперед. Ѕыстро Ц тот, что в шл€пе. ј за ним вприпрыжку Ц тот, „то с п€тном на лапе. ¬ы, наверно, их видали: »х обоих ждут медали!
  •  омментарии: [0]
»ван ¬асильевич мен€ет профессиюЌедавно мо€ дочь-первоклассница на вопрос, как зовут еЄ учительницу музыки, ответила очень серьЄзно: Ђя не знаю, как еЄ зовут, но наша учительница очень похожа на Ѕуншу, когда она сн€ла парикї. я пон€ла, что совместный просмотр Ђ»вана ¬асильевичаї дал крепкие всходы. ѕошли в оборот фразочки вроде Ђћама! “ы на мне дыру протрЄшь!ї и ЂЁ, нет, приЄм окончен, обеденный перерыв!ї ƒочь пон€ла не всЄ; она пока даже не пон€ла самый любимый мой пласт юмора (Ђ ак же теб€ пон€ть, если ты не говоришь ничего? Ц языками не владеем, ваше высокопревосходительствоЕї), но зато так хохотала над ужимками Ѕунши-яковлева и гримасами ‘еофана- рамарова, что € определЄнно была счастлива от осознани€, что фильм, который € люблю, на глазах становитс€ фильмом, который любит и мо€ дочь. Ќет, разумеетс€, мы смотрели советские сказки. Ђ расную шапочкуї с яной ѕоплавской одно врем€ смотрели каждые выходные. —трастно любимый мной в детстве ЂЅуратиної дочке почему-то не гл€нулс€, но вот Ђћорозкої, Ђћери ѕоппинсї, Ђѕосле дождичка в четвергї -- очень даже. Ќу и, конечно, изумительный фильм ЂЌе покидайї, достойный отдельной статьи. Ќо то всЄ были детские фильмы. ¬рем€ от времени € пробовала ставить дл€ совместного сидени€ перед телевизором Ђ√усарскую балладуї, ЂЅриллиантовую рукуї или Ђ авказскую пленницуї -- всЄ это вежливо смотрелось, но и только. » лишь сейчас € увидела реакцию, какой давно ждала, и крылатые булгаковские фразы (кстати, не все знают, как на самом деле близко к булгаковскому тексту поставил √айдай свою комедию) запомнились и были подхвачены. » мне уже не терпитс€ посмотреть, что дальше. Ђƒальшеї может быть самым разным.  огда-то одна мо€ коллега рассказывала, как восприн€ла фильм Ђƒон —езар де Ѕазанї еЄ дес€тилетн€€ дочь. ќна посчитала, что это очень больша€ глупость: пойти брод€жничать вместо того, чтобы стать губернатором ¬аленсии, когда тебе сам король предлагает. ’м. ћожет, и так. Ќо точно знаю, что мне это в детстве никогда не приходило в голову, и € была непокорством —езара очень довольнаЕ а сейчас уже не хочетс€ мен€ть оценку. ќдин из любимых (многих любимых) фильмов детства Ц пусть он таким и останетс€. ј музыкальные темы!  ак в детстве замирало сердце от таинственного, стремительного и торжественного вступлени€ к ЂЎерлоку ’олмсуї!  ак с какого-то момента начали наворачиватьс€ на глаза слЄзы при звуках заставки к Ђ—емнадцати мгновени€м весныї и к Ђƒвум капитанамї! Ђ“ри мушкетЄраї у мен€ на всю жизнь св€заны со смертью деда: похоронную телеграмму принесли, когда мы всей семьЄй сме€лись над тем, как ƒТјртань€н с головой влезает в парижские непри€тности. —транным образом мрачное воспоминание не пробуждает во мне непри€знь к этому лЄгкому фильму Ц а, наоборот, прибавл€ет нежности. » до сих пор, когда € смотрю советские экранизации чего-то, что существует экранизированным и на «ападе, € ловлю себ€ на детской мысли: Ђј ведь они, бедолаги, и не подозревают, что есть такой прекрасный, замечательный русский фильм, намного лучше, чем у них!ї —егодн€, сид€ в ожидании, подслушала случайный разговор интеллигентных женщин. Ђя смотрю только старые фильмы, - говорила дама лет п€тидес€ти п€ти. Ц ”ж € не знаю, почему они такие, но только после них хочетс€ что-то хорошее кому-то сделать. ј после того, что сейчас снимают, кажетс€, что кого-то вот-вот убьЄшь ненароком Ц просто потому, что под руку подвернулс€ї. » женщина лет тридцати п€ти, сидевша€ напротив, поддакивала ей. - ј дет€м вы показываете советские фильмы? Ц не выдержала €. Ц  ак они их воспринимают? - ћой внук сам спрашивает, не будет ли сегодн€ чего-нибудь Ђстаренькогої! Ц охотно поделилась п€тидес€тилетн€€. ј тридцатилетн€€ промолчала. ћожет быть, не хотела разговаривать с незнакомым человеком, а может, там всЄ было не так просто. ј вы показываете дет€м советские фильмы?
  •  омментарии: [0]
—тихи про календарьяЌ¬ј–№ ¬ыбелил €нварь —траницу, ¬ывел чЄтко ≈диницу. Ќи на час Ќе опоздал - Ёто Ќќ¬џ… √ќƒ Ќастал! ‘≈¬–јЋ№ ¬ феврале, в феврале ¬ьюга мчитс€ на метле, «аметает все пути, „тобы марту не пройти, Ќе пройти - не придти » весну не привести!.. ћј–“ ¬сю зиму Ѕелый снег Ѕелел, ј в марте вз€л » почернел. ѕочернел с досады, „то люди —олнцу рады! јѕ–≈Ћ№ ¬ лесу јпрельска€ уборка: ћетЄлки ¬ерба мастерит, ѕодснежник первый,  ак п€тЄрка, „уть-чуть застенчиво стоит. » облака уже,  ак груда, ј это значит: —коро жди - ”дарит первый гром, как чудо, - ќткроет летние дожди! ћј… «айцы после зимней стужи ¬ербе хвостики отдали, Ѕелый хвостик им не нужен - «айцы серенькими стали! ¬ мае мир гл€дитс€ новым: Ќебо в цвете васильковом, ѕереполнились пруды, «аневестелись сады, ¬сЄ цветЄт Е и нет ответа: √де весна, а где тут лето?! »ёЌ№ —тали вылетки смелей, —тало тише и светлей. ƒень растЄт, растЄт, растЄт - —коро к ночи поворот. ј пока заросшей тропкой, «емл€ничной, неторопкий ѕо земле июнь идЄт! »ёЋ№ »юль, июль - макушка лета ѕадень€ €блок сладкий звук, » день застенчивый с рассвета, √рохочет после полдн€ вдруг. ѕошЄл грибами лес хвалитьс€, ќсины лист примерил медь, » в поле выцветшего ситца ”же тропу не разгл€деть. ј¬√”—“ јвгуст клан€етс€ в ноги, јвгуст просит о подмоге: —оберите урожай! —ад и поле - через край! —паса нет! «а спасом —пас! ”рожай поспел, как раз! —≈Ќ“яЅ–№ Ћето кончилось привольное, Ќаступает врем€ школьное, » по правде говор€, ќн любимый и желанный, ƒолгожданый, долгожданный «вонкий праздник сент€бр€! ќ “яЅ–№ Ћисть€ опали, ѕтицы пропали, ¬сЄ, что цвело ѕритаилось в опале. «ан€ты норы, «амерли споры, «аиндевели утром заборы... „то же так сладко в этой поре, ¬ сердце сжимающем нам окт€бре?! ЌќяЅ–№ „Єрный лес Ќеотразимый ѕрорисован до корней, «а но€брьским предзимьем —нега ждЄт душа скорей. «а угрюмыми ночами Ѕелых пл€сок хоровод, «а терпенье и печали ƒолгожданный Ќовый год! ƒ≈ јЅ–№ ” декабр€ полно забот -  ак всЄ успеть - не знает! ќн провожает старый год » Ќовый √од встречает! ќн должен Єлку нар€дить! ѕоследний день сегодн€, „тоб всех на свете пригласить Ќа праздник новогодний!
  •  омментарии: [0]
–Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –Њ —Б–∞–є—В–µ

–Т—Б–µ –њ—А–∞–≤–∞ –Ј–∞—Й–Є—Й–µ–љ—Л.–Ъ–Њ–њ–Є—А–Њ–≤–∞–љ–Є–µ –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї–Њ–≤ –Ј–∞–њ—А–µ—Й–µ–љ–Њ.
–С–µ—А–µ–Љ–µ–љ–љ–Њ—Б—В—М –Є —А–Њ–і—Л
¬ ходе проведенного недавно исследовани€ вы€снилось, что у мужчин, работа которых предусматривает более шесть часов сидени€ на одном месте, резко уменьшаютс€ шансы стать отцами. ƒл€ проведени€ исследовани€ ученые использовали специальные термометры, "встроенные" в трусы мужчин, сообщает MIGnews.com. “есты показали, что после просиживани€ на одном месте более одного часа, в области мошонки уровень температуры повышаетс€ в среднем на 2 градуса по отношению к общей температуре тела. ¬месте с тем давно установлено, что дл€ выработки качественной спермы требуетс€, чтобы температура €ичек (тестикул) была ниже нормальной температуры тела. ѕока исследователи не готовы дать ответ на вопрос, каким образом следует решать данную проблему. “ем более, что число работников офисных помещений растет из года в год. ¬ качестве одного из возможных решений, ученые предлагают мужчинам, планирующим стать отцами, как минимум на один год отказатьс€ от работы в офисе и уделить больше внимани€ физической активности. ≈ще один вариант: каждые полчаса можно делать перерыв в работе и посв€щать это врем€ получасовым прогулкам. Ётот способ позвол€ет восстановить температурный баланс в области мошонки до нормы. ѕодробнее об этом исследовании можно прочесть на страницах научно-медицинского журнала Reproductive Toxicology.
ƒетское постельное белье Ќоворожденный малыш первое врем€ обходитс€ без простыни и пододе€льника, так как их пеленки замен€ют. Ќо с возраста трех мес€цев малышу надо иметь детское постельное белье.  оличество предметов понемногу будет увеличиватьс€. ƒетское постельное белье:   примеру, к трем годам ребенок так подрастет, что ему понадобитс€ подушка. ѕомимо подушки еще надо будет купить наволочку.†ƒвухлетнему ребенку необходим целый комплект детского постельного бель€. ѕоскольку пеленки уже не нужны, их надо выстирать, выгладить и аккуратно сложить в шкаф. ¬озможно, они понадоб€тс€ дл€ второго малыша. ≈сли хотите, то на пам€ть можете сфотографировать их, например, на телефон Nokia c8, ведь иногда так при€тно вспомнить, каким было первое белье малыша. ѕоскольку малыши растут быстро, мама должна следить, не стал ли слишком маленьким пододе€льник. –ебенок не будет спокойно спать, если из-под оде€ла будут высовыватьс€ п€тки. „аще стирайте детское постельное белье, так как он потеет во сне, а на несвежей простыне спать вредно. Ќа коже от этого может быть раздражение. Ќеобходимо следить за тем, чтобы постель все врем€ была опр€тной и чистой.  омплект бель€ необходимо мен€ть три раза в неделю. ≈сли с малышом врем€ от времени случаютс€ Ђнепри€тностиї, положите клеенку под простыню. ƒетское постельное бельеƒетское постельное белье ƒетское постельное белье не надо стирать синтетическими порошками. ¬едь они из ткани очень плохо выполаскиваютс€. ≈сли между волокнами пододе€льника или простыни останутс€ частички порошка, то у ребенка они могут аллергию вызвать. ¬ыстиранное белье следует просушить и хорошо утюгом прогладить, чтобы уничтожить всех вредных микробов, которые пережили стирку. –ебенку будет очень при€тно спать на проглаженном белье. ќднако крахмалить наволочки, пододе€льники и простыни не надо. ¬едь детска€ кожа очень нежна€, а жестка€ ткань, как правило, вызывает раздражение. Ѕолее того, накрахмаленное белье очень плохо пропускает благу и воздух. ¬се детское постельное белье должно быть опр€тным и новым. ћалыши всегда очень чувствительно реагируют на заплатки на пододе€льнике или дырочки в простыне. ќднако если вы сможете хорошо зашить дырочку, то покупать новый комплект бель€ пока не об€зательно. Ќе рекомендуетс€ детские и взрослые постельные принадлежности хранить вместе. ¬о-первых, это правило гигиены. ¬о-вторых, в случае необходимости белье малыша будет легче найти.
ƒл€ того чтобы дети могли самосто€тельно играть, нужно обеспечить им следующие услови€: предоставить дет€м достаточную площадь дл€ движений; дать достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей, чтобы они могли их правильно использовать; обеспечить своевременную смену игрушек, что должно поддерживать у детей более длительную и разнообразную де€тельность. ’от€ роль взрослого в развитии ребенка второго полугоди€ жизни остаетс€ ведущей, но с приобретением личного опыта ребенка в использовании игрушек повышаетс€ значение его самосто€тельной де€тельности. ќднако она будет возникать у ребенка и поддерживатьс€, если воспитательница часто подходит к дет€м и побуждает их к тем или иным действи€м. ¬ течение одного отрезка бодрствовани€, кроме проведени€ игр-зан€тий, нужно обеспечить дет€м посто€нную смену самосто€тельной де€тельности и общени€ со взрослыми.  огда взрослые зан€ты гигиеническим обслуживанием или кормлением детей, должна быть правильно организована самосто€тельна€ де€тельность каждого ребенка. Ќеобходимо неоднократно провер€ть, чем зан€т ребенок, и привлекать его внимание к игрушке постукиванием и звучанием, вызыва€ повторное стремление вз€ть ее и оп€ть с нею зан€тьс€. ¬о втором полугодии повышаетс€ интерес ребенка к игрушке и мен€етс€ отношение к ней. ≈сли с первых мес€цев жизни дети привыкли бодрствовать некоторое врем€ без участи€ взрослого, то во втором полугодии они могут более длительно самосто€тельно играть. ¬ процессе самосто€тельной де€тельности ребенок совершенствует и закрепл€ет умени€, которые он приобрел до 5Ч6 мес€цев и которым научил его взрослый во врем€ зан€тий с ним, а также приобретает некоторые новые умени€. —амосто€тельно игра€ с игрушками, 7Ч8-мес€чный ребенок может овладеть некоторыми элементарными действи€ми, вытекающими из свойств этих предметов. Ќапример, ребенок может самосто€тельно и без подсказки взрослого узнать, что погремушка звенит, если ею размахивать, что м€ч катитс€, если его подтолкнуть, что шарик можно вынуть из мисочки. ƒети этого возраста могут научитьс€ сами вставать к барьеру, ходить вокруг него. ƒети второго полугоди€ первого года жизни общие движени€ осваивают в основном в процессе самосто€тельной де€тельности. ќднако у 10Ч11-мес€чного ребенка не может без обучени€ взрослого своевременно по€витьс€, например, учение надеть кольцо на стержень или положить кубик на кубик Ч этому его должен научить взрослый.
ѕожилых женщин не стоит лечить от бесплоди€ јнглийский врач подверг критике коллег, позволивших пожилой паре пройти лечение от бесплоди€ и воспользоватьс€ технологией экстракорпорального оплодотворени€. ѕо его мнению, мать, которой уже исполнилось 56 лет, вр€д ли сможет вырастить ребенка и обеспечить его всем необходимым, тем более, не следует ей помогать, если она бесплодна. јвтором такого утверждени€ стал ѕитер Ѕоуэн-—импкинс из  оролевского колледжа акушерства и гинекологии. ѕо его словам, официальных ограничений по возрасту дл€ экстракорпорального оплодотворени€ нет, но большинство здравомысл€щих врачей, руководствующихс€ интересами будущего ребенка, не станут помогать женщинам старше 50 лет. “еперь же 56-летн€€ Ћинн Ѕезант готовитьс€ стать матерью двойн€шек. ≈сли все пройдет без осложнений, то она станет самой старшей матерью в ¬еликобритании, котора€ родила близнецов. ќна и ее муж ƒерек, которому исполнилось 55 лет, ожидают по€влени€ детей в июне этого года. ” нее уже есть трое взрослых детей, кроме того, в прошлом у Ћинн было несколько невыношенных беременностей и случаев мертворождени€. ѕо словам представител€ британского управлени€ по оплодотворению и эмбриологии человека, в каждом случае врачи должны решать эту проблему индивидуально, с учетом интересов ребенка и риском возможных осложнений. ≈сли сотрудникам управлени€ становитс€ известно о таких случа€х, они св€зываютс€ с больницей и вы€сн€ют детали. ќднако, если все формальности соблюдены, никаких рычагов давлени€ на администрацию не остаетс€. “ак что последнее слово всегда остаетс€ за врачами. ¬ данном случае решение прин€то в Ћондонской гинекологической клинике на ’арлей-стрит.