Питание детей первого года жизниКогда малыш появляется на свет, счастливые и любящие родители сразу стремятся обеспечить ему полноценное питание, чтобы он рос здоровым и счастливым. Но тут же возникает множество вопросов и сомнений: бабушка советует одно, педиатр другое, а соседка, мать троих детей, - третье. Когда-то детские врачи в один голос советовали кормить детей строго по часам, а теперь все ратуют за кормление по требованию. Еще совсем недавно была популярна точка зрения, что ночью желудок ребенка должен отдыхать, а сегодня доказано, что ночные кормления просто необходимы как для ребенка, так и для мамы. Чтобы облегчить жизнь родителям, мы обратились в Институт питания РАМН с наиболее частыми вопросами о питании грудничков. На наши вопросы отвечает руководитель отдела детского питания Института питания РАМН, доктор медицинских наук, профессор Игорь Яковлевич Конь. - Игорь Яковлевич, один из наиболее частых и спорных вопросов сегодня - вопрос о продолжительности естественного вскармливания. До какого месяца нужно кормить грудью? - Если говорить об идеальных сроках, то до года, и даже до 1,5 лет. Но, к сожалению, далеко не каждая женщине удается кормить ребенка так долго. По статистике, в России до 60% детей уже в 3-4 месяца оказываются лишенными материнского молока. Результат далек от идеала. Можно поэтому сказать, что необходимая для здоровья ребенка минимальная продолжительность естественного вскармливания - до 4-6 месяцев. Если есть возможность, то есть молока достаточно, условия жизни позволяют, то, безусловно, лучше кормить и дольше. Причем лучше не только для ребенка, но и для самой матери, для ее здоровья и самочуствия. - Но, говорят, что на каком-то этапе грудное молоко теряет свои уникальные свойства и поэтому кормить им ребенка становится бесполезно? - Это хорошее оправдание для женщин, которые не хотят долго кормить. Да, со временем роль защитных свойств молока уменьшается – у ребенка формируется собственный иммунитет. Но это совершенно не означает, что снижается ценность естественного вскармливания. Не надо забывать, что помимо защитной функции важнейшее назначение молока – это питание, т.е. обеспечение ребенка всеми пищевыми веществами, витаминами и микроэлементами, более того, само прикладывание к груди тоже очень важно для малыша. Есть исследования, подтверждающие ценность даже эпизодических кормлений грудью ребенка второго года жизни, т.к. это дарит ребенку не только питание, а еще и чувство покоя, безопасности и уверенности в маминой любви. - В последнее время мамы часто выходят на работу, едва успев родить. Соответственно, прикладывать ребенка к груди днем не представляется возможным. Можно ли регулярно кормить ребенка сцеженным молоком? В любом случае материнское молоко, пусть даже и сцеженное, лучше, чем искусственная смесь. Поэтому если женщина весь день на работе, то сцеживание – неплохой вариант вскармливания малыша. Тем более, что молоко при хранении достаточно хорошо сохраняет свои свойства: в холодильнике – сутки, а в морозильной камере - до 3 месяцев. При комнатной температуре оно хранится до 8 часов, в холодильнике - 3 дня, а в морозильной камере - до 3 месяцев. Обязательно хранить молоко в специальных контейнерах, а лучше - в одноразовых стерильных полиэтиленовых пакетах. Размораживать молоко нужно только на водяной бане, следя за тем, чтобы его температура не поднималась выше 36,6 градусов - иначе разрушаются ферменты и уничтожаются иммунные свойства. Нельзя разогревать в микроволновой печи и повторно замораживать. В общем-то, правила нехитрые, а польза для ребенка большая. - Получается, даже отсутствие свободного времени не может служить оправданием для отказа от естественного кормления. А что если ребенок сам отказывается от груди? - Если ребенок сам отказывается от вкусного материнского молока и от радости, которую доставляет контакт с матерью, значит, есть какие-то серьезные причины, которые портят ему все удовольствие. Возможно, мама просто неправильно сидит или держит малыша, отчего он испытывает дискомфорт. Либо ребенок неправильно захватил сосок и заглатывает воздух вместе с молоком. У мамы может быть избыток молока, и тогда оно течет слишком быстро, а малыш захлебывается, не успевает глотать. Также причиной может стать кормление по часам, а не по требованию ребенка, прорезывание зубов. Не менее значим вкус и запах материнского молока - вряд ли ребенку понравится, если мама начнет кормить его после того, как наестся чеснока или лука, к примеру. Отпугнуть ребенка от груди может также запах различных лекарственных препаратов, которыми женщина смазывает грудь. Например, некоторые врачи советуют для профилактики воспаления применять антисептики, сок алоэ, пчелиный воск. Делать этого не надо. Само молоко обладает дезинфицирующими свойствами. До и после кормления следует сцедить каплю молока и смочить ею кожу вокруг соска. Кроме того, часто дети наотрез отказываются сосать грудь, попробовав молоко из бутылочки, - ведь из соски пить гораздо легче. Можно попробовать дать малышу немного проголодаться, а потом предложить грудь. Если скандалы продолжаются, то тут уж ничего не поделаешь - придется сцеживать молоко в бутылку и кормить так. Хотя все-таки бутылочка для ребенка не самый лучший выбор. - Почему? - Когда ребенок сосет грудь, ему приходится прикладывать усилия, чтобы насытиться, и это не случайно. У большинства детей при рождении нижняя челюсть несколько меньше верхней. И чтобы их размеры выровнялись, необходимо довольно напряженное сосание, при котором нижняя челюсть выдвигается вперед. Это как раз и обеспечивается при естественном кормлении. Полезно даже частично сцедить грудь, если у матери много молока и от ребенка не требуется особых усилий. Когда же без соски не обойтись, то лучше всего, если она будет упругой, короткой, с несколькими маленькими отверстиями - такими, чтобы после опрокидывания бутылочки молоко вытекало каплями. Во время кормления из бутылочки ребенок должен трудиться, вытягивая челюсти. Бутылочку следует держать так, чтобы она не оказывала давления на челюсти ребенка. - Бывает, что кормящая женщина простужается, у нее повышается температура, болит горло. Можно ли продолжать кормить - ведь ребенок может заразиться через материнское молоко? - Продолжать кормить обязательно нужно. Дело в том, что к тому времени, когда у матери только начинают проявляться симптомы простуды, ребенок уже успел получить с молоком сам возбудитель болезни, а также готовые антитела к нему. Сцеживать и кипятить молоко не надо, так как при этом разрушается не только вирус, но и все защитные факторы - а, как мы помним, ребенок уже заразился, и теперь ему необходима именно защита, а не профилактика. Материнское молоко как раз и обеспечивает полноценную иммунную защиту от инфекции, а также от возможных сопутствующих осложнений. Кстати, это относится не только к банальному ОРЗ, но и к большинству инфекционных заболеваний (грипп, свинка, стафилококк, стрептококк, пиелонефрит, мастит и др.) - Но ведь матери надо лечиться, то есть принимать лекарства. Значит, все-таки надо прервать кормление грудью? - Совсем нет. Прерывание лактации показано в очень редких случаях, когда нельзя найти препарат, совместимый с кормлением грудью. Однако чаще всего найти такое лекарство можно. Есть даже антибиотики, прием которых не вредит здоровью ребенка. - Может ли у ребенка возникнуть аллергия на материнское молоко? - Такие случаи редки. Ведь самой природой предусматривается, чтобы материнское молоко максимально подходило малышу. Существуют даже результаты исследований, которые показывают, что молоко создается именно «под конкретного ребенка». Так что если у ребенка-естественника появились какие-то покраснения на коже, то, скорее всего, дело не непосредственно в молоке. Часто причина кроется в веществах, которые попали в него после того, как мама съела что-нибудь «неправильное». То есть продукты, обладающие высокой способностью вызывать аллергию. Я бы посоветовал в таких случаях повнимательнее отнестись к своей диете, исключить «сомнительные» продукты из рациона, и, если через несколько дней симптомы не исчезнут, то надо обратиться к врачу. - Частый вопрос, который интересует мам: поить или не поить малыша? - При грудном вскармливании крайне важно исключить допаивание ребенка водой или другой жидкостью. Грудное молоко содержит 80-90% воды и при достаточном уровне лактации полностью удовлетворяет потребность ребенка в жидкости. Важно знать, что допаивание младенца может создавать ложное чувство насыщения, потому что центры жажды и сытости в мозгу грудничка практически совпадают. Ребенок думает, что сыт и отказывается от груди, что в результате может привести к потере веса. Если же ребенок, наоборот, весит слишком много для своего возраста, то эта проблема решается не допаиванием, а другими методами, например, сокращением продолжительности кормлений и увеличения их частоты и др. Да и редкий ребенок будет пить воду после молока - не вливать же ее насильно! Что же касается искусственного вскармливания, то здесь все зависит от типа смеси и индивидуальных особенностей ребенка, так что поить или не поить - решает только лечащий врач. - А как специалисты относятся к ночному кормлению? - Есть многочисленные наблюдения, доказывать, что ночные кормления являются прекрасным средством поддержания лактации. Это объясняется тем, что ночью в гипофизе вырабатывается больше пролактина - основного гормона, стимулирующего выработку молока. Для ночных кормлений удобно брать ребенка в постель, чтобы он мог сосать грудь во время сна. Кстати, для ребенка совершенно безопасно спать рядом с матерью. Она чутко реагирует на своего малыша, на любое его шевеление или звук. Мать может продолжать спать под резкий звук будильника, но малейший писк ребенка тотчас заставит ее проснуться. Лечь на малыша во сне она может только в том случае, если серьезно больна, приняла снотворное или находится в состоянии опьянения. - Сколько должно продолжаться одно кормление? - Ограничивать длительность кормления не надо - пусть ребенок сосет грудь, сколько хочет. Иначе он может не насытиться, поскольку не получит «последнего» молока, которое необходимо ему для нормального роста, поскольку содержит в два раза больше жира, чем начальная и средняя порция молока. Это особенно актуально в случае с «ленивыми» малышами, которые сосут очень медленно - 30 и более минут. Отказывать ребенку ни в коем случае не стоит. - А не может ли длительное кормление привести к воспалению сосков и трещинам? - Это заблуждение. Подобные неприятности возникают в том случае, когда малыш неправильно захватил сосок. Обычно это сопровождается довольно болезненными ощущениями, воспалением, которое может перерасти в трещину. Терпеть боль нельзя, надо прервать кормление и обеспечить правильный захват - такой, при котором во рту ребенка находится не только сосок, но и часть ареолы. Также при правильном сосании щечки ребенка круглые, без ямочек. Не следует отнимать грудь, с усилием вытаскивая ее изо рта ребенка, - так можно повредить сосок. Нужно вставить мизинец в уголок рта ребенка - и он сам легко отпустит грудь. Если сосание происходит правильно, то приносит только удовольствие малышу и маме. - Что делать, если ребенок просит есть слишком уж часто? Нельзя ли его перекормить? К сожалению, можно. Поэтому очень важно понять – почему плачет малыш. Ведь малыш может кричать по самым разным причинам, не обязательно от голода. Если он недавно поел, не срыгнул, пеленки сухие, то, возможно, ему просто хочется порции общения, материнского тепла, а совсем не молока. Или его беспокоят кишечные колики - довольно частая проблема у грудничков, или ему жарко или наоборот холодно. Матери обязательно нужно научиться дифференцировать крик своего ребенка, понимать его. С опытом это приходит. - А как кричит ребенок, у которого кишечные колики? Обычно это затяжной плач, остановить который не помогают ни укачивания, ни ласки. Колики - это очень неприятное для малыша состояние - в кишечнике скапливаются газы, растягивают его, причиняя боль. Но помимо крика есть и другие симптомы: животик при коликах тугой, как будто надутый. Очень важно облегчить мучения ребенка. - Как это сделать? При естественном вскармливании необходимо в первую очередь обеспечить адекватный состав женского молока. Кормящая мать должна исключить из рациона продукты с высоким содержанием лактозы. То есть если мама постоянно употребляет молоко или, к примеру, мороженое, то это может получить одной из причин развития колик. Чтобы этого не произошло, необходимо заменить молоко кисломолочными продуктами. Не следует употреблять продукты, богатые крахмалом, а также вызывающие упорное газообразование в кишечнике. Это картофель, бананы, орехи, виноград, капуста, редис, редька и др. Кроме того, надо исключить продукты с высокой способностью вызывать аллергию. Если эти методы не подействовали, необходимо дополнительное обследование ребенка для выяснения причин колик. При искусственном вскармливании очень важно подобрать смесь, соответствующую пищеварительным особенностям ребенка. Часто на одинаковые по составу смеси может быть разная реакция. Если ребенок страдает коликами, надо попробовать постепенно перевести его на другую смесь, возможно, его состояние улучшится. Возможно, ребенок просто получает слишком большое количество смеси, что затрудняет пищеварение. Так что если ваш ребенок искусственник, отмеряйте объемы строго в соответствии с его возрастом и рекомендациями педиатра. - Сейчас много споров о сроках введения прикорма. Когда лучше начинать? При достаточной лактации вводить прикорм надо не ранее 3-4 месяцев. До этого возраста ребенок просто физиологически не подготовлен к усвоению чего-то кроме женского молока или его заменителей. Помимо этого, слишком ранний прикорм может снижать частоту и интенсивность сосания, а значит, и выработку молока. В то время как он должен не замещать, а дополнять молоко. Также нежелателен поздний прикорм - то есть позднее 6-7 месяцев. Ребенку будет сложнее адаптироваться к пище иной консистенции, чем молоко. Но, конечно, надо учитывать, что все это средние цифры. Всегда следует принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка: скорость его роста, масса и длина тела, аппетит и др. Поэтому я бы рекомендовал посоветоваться с врачом, который наблюдает ребенка с рождения. Это поможет избежать многих проблем и серьезно облегчит жизнь малышу и его родителям. Материал предоставлен Институтом питания ДАНОН
  • Комментарии: [0]
Некоторым матерям хочется, чтобы их ребенок ел столько, сколько в этом возрасте ел его старший брат или соседский ребенок. Успокаиваются некоторые матери лишь тогда, когда заставят ребенка съесть столько, сколько съедает взрослый человек, и не без гордости сообщают, что их годовалый ребенок съедает больше, чем некоторые 10-летние дети. Им кажется, что чем больше ребенок съедает, тем лучше будет развиваться. Встречаются и такие матери, которые считают обильную пищу залогом «силы» и «здоровья», хотя общеизвестно, что если ребенок потребляет больше пищи, чем в ней нуждается, то он этим перегружает организм и развивается хуже, чем если бы немного недоедал. Очень часто грудного или маленького ребенка заставляют есть больше из-за неудовлетворительного развития или плохого аппетита. Ребенок с плохим аппетитом отличается от ребенка, который мало ест. Ребенок с плохим аппетитом ест меньше собственной привычной нормы, а ребенок, который мало ест, ест меньше своих сверстников. Плохой аппетит или плохое развитие всегда имеет какую-то причину, которую по возможности надо выяснить. Не исключено, что ребенок, кажущийся на вид здоровым, страдает каким-нибудь скрыто протекающим заболеванием. Отсутствие аппетита и плохое развитие могут быть обусловлены рядом других причин. Если удается выявить причину и устранить ее, аппетит улучшится и ребенок будет развиваться хорошо. Больного ребенка кормят больше, чем ему хочется есть, опасаясь, что ребенок сильно похудеет во время болезни. «Если будет больше есть, скорее выздоровеет»,— рассуждает мать. Однако надо помнить, что принуждение к еде вредно для большинства детей, а в грудном возрасте представляет прямую угрозу для жизни ребенка. Сопротивляемость больного грудного ребенка и так понижена, а если его еще принуждать есть больше, к основному заболеванию добавится еще и понос. У детей через 10—14 дней после болезни обычно быстро восстанавливается аппетит и они снова едят хорошо. Однако аппетит у ребенка улучшится лишь в том случае, если его во время болезни не принуждали к еде. Необходимо помнить, что дети даже во время болезни охотно употребляют фрукты и подслащенную жидкость и что эти продукты удовлетворяют минимальную потребность организма в пище. Больному ребенку, вполне естественно, можно давать пищу, которую разрешил врач. Пищу надо готовить вкусно и давать ее ребенку небольшими порциями. Лучше предложить ребенку есть понемногу, но чаще, чем заставлять его съесть сразу больше. Мать должна предпринять все, что от нее зависит, чтобы ребенок ел, но ни в коем случае нельзя заставлять его есть через силу; это излишне и вредно. Хорошо развивающемуся, но худому ребенку дают есть больше, чем ему хочется. Это обычно остается без результата, и ребенок остается худым. В подобных случаях нельзя «помочь», но в этом и нет надобности. Мать часто заставляет ребенка есть некоторые виды пищи, которые взрослые считают полезными для ребенка, невзирая на то, что они ребенку не правятся (шпинат, манная каша, мясо и т. д.). Однако ни шпинат, ни манная каша, ни мясо не являются незаменимой пищей. Их успешно можно заменить чем-нибудь другим, что больше нравится ребенку, и эта замена не скажется отрицательно на его развитии. Нужно помнить, что принуждать ребенка к еде всегда вредно, невзирая па причину принуждения. Ребенка нельзя заставлять есть, но нужно заботиться о его питании. Мать должна следить, что и сколько ест ребенок, прибавляет он в весе или нет. Грудному ребенку надо создать такие жизненные условия, чтобы он мог хорошо развиваться. Нужно добиваться, чтобы ребенок съедал пищу, необходимую для развития. Если ребенок не прибавляет в весе, к этому надо отнестись серьезно, так как такой ребенок постепенно слабеет, его сопротивляемость понижается, он может заболеть любой болезнью. Но сопротивляемость нельзя усилить принуждением к еде; это скорее приводит к обратному аффекту. Перекормленные дети обладают весьма низкой сопротивляемостью, часто болеют, у них быстро происходит значительная потеря веса; эти дети медленно восстанавливают силы и вес и раньше или позже отстают в развитии. Некоторые грудные дети, страдающие атрофией, раньше были толстыми, перекормленными. Мать должна постоянно заботиться о равномерном развитии ребенка, а не о том, чтобы он был толстым. Нужно постоянно следить, как, что и сколько съедает ребенок; это в равной мере относится как к грудному ребенку, так и. к детям младшего возраста. Если у ребенка нет аппетита и он ест неохотно, мать должна предпринять все меры, чтобы ребенок стал есть лучше; возможно, надо перестроить образ жизни ребенка, но принуждать его к еде не следует.
  • Комментарии: [0]
Введение прикорма летомВ разговорах молодых мам на детских площадках и в их щебетании в блогах постоянно проскальзывает вопрос о том, как вводить прикорм летом. Мол, врачи не рекомендуют прекращать грудное вскармливание в жаркое время года, да и серьезный прикорм (мясо, рыбу, яйца) лучше отложить до осени. Так ли это? Давайте разберемся. Плохой аппетит или капризы? Педиатры отмечают, что во время жары у детей хуже аппетит, поэтому они могут отказываться от новых блюд. Проверить, действительно ли аппетит стал хуже или прикорм пришелся не по вкусу, довольно просто. Суточное количество молока должно соответствовать возрасту ребенка. Если жарким днем малыш выпивает молока или смеси мало, то он добирает свое ночью. Это называется сниженный аппетит. Во время летнего зноя даже взрослые едят меньше. Если же кроха отказывается от прикорма, но с удовольствием выпивает молоко, значит, ему не нравится предложенный продукт. Когда замена яблока на грушу ничего не меняет, значит, лучше дождаться похолодания и попробовать предложить отвергнутый крохой прикорм снова. Грудное молоко или молочная смесь? Если перед вами встал вопрос о завершении лактации летом, то лучше отложите его до осени. Педиатры объясняют эту рекомендацию так: грудное молоко даже в самую невыносимую жару в груди не испортится. Чего не скажешь о готовых молочных смесях, которые кроме даты годности имеют еще и критерии хранения. Казалось бы, из магазина по жаре нес продукты всего лишь полчаса, потом открыл пакетик и вылил молочко в бутылочку, которая простояла еще минут пятнадцать на столе, пока ребенок спал-подмывался-одевался. К сожалению, летом этого времени вполне хватит, чтобы бактерии активно начали развиваться внутри молочной смеси. Продолжат они свою жизнедеятельность уже в кишечнике ребенка. А в результате рвота, понос, температура. Переход на сухие молочные смеси также чреват кишечной инфекцией в связи с длительным (а при температуре выше 30 °С «длительными» могут быть и 10 минут) хранением приготовленной смеси без холодильника. К тому же не забудьте, что вода, которой разводится сухая молочная смесь, тоже имеет срок хранения. Для летнего периода это одни сутки. Дальше в ней также начинают развиваться бактерии. Баночки или бабушкин огород? Если прикорм вводится впервые, начинать лучше с баночных продуктов. Пюре промышленного производства по консистенции и вкусовым качествам больше подходит для младенца. Если вы остерегаетесь искусственных консервантов, то выбирайте продукцию с лейблом «Био», в которой консерванты имеют природное происхождение. В любом случае данный продукт будет лучше приготовленного из бабушкиной морковки. Вы знаете, что бабушка не поливает свой огород ничем, кроме ключевой воды, но уверены ли вы в ее соседях по даче? А дождь, который вчера прошел, не состоит ли из конденсата, собранного над центром соседнего города? Категорически нельзя Как только молодые родители с детьми выезжают на дачу и видят соседских коров, то тут же начинают бороться с соблазном повысить иммунитет (вес, рост, количество зубов и т.д.) ребенка путем перевода малыша на самое что ни на есть естественное вскармливание. Стоп, помните: поить ребенка до 3 лет парным коровьим молоком нельзя. Также исключается свежее молоко козы, верблюда и любого другого млекопитающего. Не ссылайтесь на своих деревенских предков – они жили в другой экологической среде. Для них свежие молочные продукты были привычной ежедневной пищей, чего не скажешь про современных родителей. Аллергия и понос будут самыми легкими последствиями такого натурального питания. А вообще лето – прекрасная пора. Свежий лесной воздух, солнечные ванны, отдых на море способны дать больше, нежели эксперименты с едой. Оставьте их до грустных осенних дней.
  • Комментарии: [0]
Представляет собой некоторое набухание у ребенка грудных желез. Можно обнаружить такое набухание в течение первого месяца после рождения. Этиология и патогенез. Такое состояние грудных желез новорожденного — следствие воздействия на его организм гормонов матери в последние месяцы беременности. На ощупь грудь твердая; ребенок реагирует на нажатие беспокойством или криком, что говорит о болезненности. Из набухших желез могут проступать капельки молока. Лечение грудных желез Никаких особенных мероприятий при воспалении грудных желез у ребенка не требуется, следует только соблюдать чистоту при уходе за малышом. Ни в коем случае нельзя выдавливать из груди ребенка эти капельки молока, нельзя массировать ребенку грудь! Этим можно только нанести вред, особенно — если будет внесена инфекция. Если воспаление грудных желез усилилось (присоединилась инфекция) и беспокоит ребенка, то можно сделать компрессы на грудные железы — сначала с камфарным маслом, а с течением времени, когда процесс пойдет на спад и уплотнения начнут рассасываться, с пищевой содой. В любом случае необходимо проконсультироваться - с участковым педиатром.
  • Комментарии: [0]
Первая ложка Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищиОлежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это? Современное введение прикорма Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса. Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей искусственников. Вернемся к истокам К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей. Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье! Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам. Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду. Естественный прикорм Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище. Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок... В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание. Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный. Применяем на практике Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей. Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко. Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает. Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время. Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку). За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин. Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки. Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое. Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах. Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком. И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом. Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания. А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть. Самостоятельный стол крохи Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень! Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика. Дети-аллергики Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь». Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня. Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди. Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом. Продолжаем пробовать еду взрослых Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!». После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте. Как кушаем после года После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет. Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик. В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко. Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше. Авторы: Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог. Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации. Статья была опубликована в журнале "Мой ребенок", 2003г.
  • Комментарии: [0]
В возрасте 9—12 месяцев ребенок начинает заигрывать во время купания. Помыв одну руку, мать говорит ему: «А сейчас дай вторую ручку»; громко смеясь, ребенок протягивает только что помытую ручку. Эта игра повторяется с каждой конечностью. Как только мать завернет ребенка в полотенце, он сбрасывает его с себя и спокойно дожидается, чтобы мать снова завернула его. Во время пеленания ребенок лежит неподвижно и спокойно, вдруг с веселым смехом сбрасывает с себя пеленки, и пеленание можно начинать сначала. Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, знакомится с вещами. В ванночке разбрызгивает воду, хватает губку и не хочет выпускать ее из рук. В этом возрасте ребенок не боится изменения положения тела. Мгновенно ложится на живот, схватив попутно щетку, расческу и все, что попадется под руку. Достав желанную «добычу», ложится на спину и внимательно изучает вещь. Ребенок изучает не только различные вещи: он старается поймать ручонкой лицо или волосы матери, наклонившейся над ним. Ребенок хорошо переносит все процедуры, связанные с купанием. Более того, если мать почему-то прервала купание, ребенок прекращает резвиться в ванночке и выжидающе смотрит на мать, словно требуя продолжения купания. В этом возрасте ребенок купается охотно и резвится. Нередко сопротивляется, когда мать хочет вынуть его из ванночки. Надо соблюдать последовательность купания, разрешая ребенку играть и резвиться в ванночке. Взрослые могут принимать участие в этой игре, но с самого начала не надо разрешать ребенку делать то, чего не положено. Нельзя разрешать ему брать в руки стеклянные и острые предметы, мазь и т. д. Если ребенок очень подвижный и любой ценой стремится взять в руки подобные предметы ухода, то их лучше держать на подносе па высоком, недосягаемом для ребенка стуле. Если ребенок все же взял какую-нибудь вещь, которую ему нельзя брать, надо ее отобрать спокойно или предложить ему взамен другую, безопасную вещь. Ребенку надо разрешать брать в руки любой предмет, не представляющий опасности для него. Таким образом ребенок знакомится с вещами и предметами. Надо называть вещи и объяснять ребенку их предназначение, приучая его постепенно пользоваться ими. Со временем ребенок начнет пользоваться расческой и щеткой для волос, намыливаться, пользуясь губкой или перчаткой для купания. Не беда, если ребенок бросит на пол ту или иную вещь. Мать должна дать ему обратно, объяснив, что «в эту игру уже играли», что она уже устала сгибаться и т. д. Если ребенок и после этого бросает вещь, не надо больше давать ее, даже если ребенок заплачет из-за этого. Временно можно изменить порядок купания, если ребенок начал вставать. Ему хочется любой ценой встать, даже в панночке. В таком случае не надо строго придерживаться установленного порядка при купании. Не надо сплои заставлять его сесть, можно выкупать его и стоя, поливая на него из лейки. Через некоторое время ребенок снова будет послушно садиться во время кутания. В возрасте около 2 лет ребенок становится все более ловким и самостоятельным. Часто возражает против того, чтобы взрослые купали его, причесывали. Ему хочется все это делать самому. В таких случаях мать должна проявить большую выдержку и терпение. Ребенок, пока еще неловкий, мешает матери, но если ему дать почувствовать это, то он обижается и становится пассивным. Нельзя проявлять нетерпение при первых неловких попытках ребенка и отбивать ему охоту «помогать». Правда, ребенок разбрызгивает воду, бросает мыло в воду во время купания, а если моет руку или лицо самостоятельно в течение дня, то вода попадает за рукава рубашки, а иногда и в штанишки, в довершение всего ребенок остается неумытым. Не ругайте ребенка за это, а покажите ему терпеливо, как это нужно делать. Ребенок каждый день делает новые успехи, за которыми мать должна внимательно следить. Если ребенку что-то не удается, его надо подбодрить, а если удается — похвалить. В первое время ребенку надо много помогать в его действиях, только делать это надо тактично. Всегда надо указывать ребенку, что то или иное действие уже удается ему значительно лучше; ни в коем случае его нельзя упрекать за неловкость. В возрасте 3 лет ребенок самостоятельно моет руки и лицо, чистит зубы и т. д. Все это делает очень охотно, радуется и гордится своей самостоятельностью. Ребенка не надо принуждать делать все это, а предоставить ему самостоятельность в нужное время, когда у него возникнет желание самостоятельно действовать. Нельзя допустить, чтобы любое из этих действий являлось, принуждением для маленького ребенка; надо помочь ему, если он устал или в плохом настроении.
  • Комментарии: [0]
По словам педиатров, с первого дня жизни малышу необходимо составить правильный рацион питания для развития. Специалисты одного из Университетов в Лионе сообщают, что питание для ребенка является важным с первых дней жизни. Специалисты пришли к таким выводам в ходе проведенных исследований. Ученые разделили на три группы младенцев, у которых ученые сравнивали вес, рост, давление. Четыре первых месяца жизни первая группа детей питались исключительно грудным молоком. Во второй группе младенцы употребляли детское питание с низким содержанием белка. В третьей группе было питание с высоким содержанием белка. В течение трех лет, ученые проводили контроль за состоянием и развитием младенцев. Лучшие показатели метаболических процессов наблюдались у тех младенцев, которые получали в первые дни жизни грудное молоко. Также у младенцев было нормальное давление и в целом крепкое здоровье, поэтому правильный рацион питания очень важен уже с первых дней жизни.
  • Комментарии: [0]
При кормлении грудью мать должна соблюдать ряд правил, необходимых для выработки молока (лактации). Очень важно кормить ребенка грудью через определенные промежутки времени; в каждое кормление следует прикладывать его к одной груди для полного ее опорожнения, соблюдая очередность. Обе груди в одно кормление можно давать только с разрешения врача, если у матери мало молока. При кормлении в одни и те же часы создается ритмичность в деятельности пищеварительных желез; через определенные промежутки времени начинается рефлекторное отделение желудочного сока, у ребенка появляется аппетит, происходит как бы подготовка пищеварительных органов к приему и перевариванию пищи. Первое время после рождения ребенка приходится будить для кормления в определенные часы, но вскоре у него появляется условный рефлекс на время и он начинает просыпаться и проявлять беспокойство в часы кормлений, иногда с большой точностью. Ночью ребенка кормить не следует, в случае беспокойства нужно дать ему немного кипяченой воды. Ночной отдых необходим как матери, так и ребенку. Грудное вскармливание не всегда налаживается сразу, особенно у первородящей матери.  Она должна выяснить, каков порядок кормления ребенка, режим и питание матери, дать ей надлежащий совет, ободрить и успокоить. Это нередко приводит к положительным результатам и при налаженном режиме у матери увеличивается количество молока.
  • Комментарии: [0]
Все обслуживание детей следует организовать так, чтобы им не приходилось ждать в бездействии. Дети до 3 лет не способны на длительное бездеятельное ожидание. Они возбуждаются, если им приходится, сидя за столом, ждать, пока подадут пищу, не могут стоять спокойно и дожидаться, пока другие умоются, и т. д. Дети должны получать еду, как только они сядут за стол. Брать в туалетную и спальню нужно одновременно только 2—3 детей, остальные в это время могут играть. Таким образом осуществляется принцип постепенного включения детей в тот или иной процесс. Переутомление ребенка предшествовавшей длительной прогулкой или сильное возбуждение, возникшее у него в результате какой-либо шумной подвижной игры или болезненной медицинской процедуры перед кормлением или укладыванием, может понизить аппетит ребенка и помешать его засыпанию. Поэтому плачущего или очень возбужденного ребенка следует сначала успокоить, а потом уже кормить или укладывать спать. Спокойного поведения детей легко добиться, предварительно создавая у них установку на данный процесс. Так, например, ребенку, которого кормят из бутылочки, следует показать ее, вызвав соответствующее устремление к ней. Один вид бутылочки в силу создавшейся связи с последующим кормлением вызывает у ребенка возбуждение пищевого центра и соответствующее выделение слюны и желудочного сока, чем создаются наиболее благоприятные условия для пищеварения и обеспечивается аппетит ребенка. В более старшем возрасте, когда ребенок начинает понимать речь, вызывать соответствующую установку на предстоящее действие надо словами, например: «Сейчас будем кушать, убирай игрушки». Обязательным правилом проведения кормления, укладывания, туалета является единство методики и постоянство воспитательных приемов. Всякое изменение привычных способов в обращении с ребенком часто ведет к срыву в его поведении. Например, если в детском учреждении ребенок привык есть и одеваться сам, то он бурно протестует при попытке родителей его кормить или одевать. Навыки и умения у детей легче формируются, если у всего персонала группы установлен один и тот же порядок при одевании, кормлении или укладывании детей. Следует привлекать детей к выполнению посильных для них движений, связанных с каким-либо процессом. Будучи занят, ребенок не отвлекается и сосредоточивает свое внимание на производимых действиях. Кроме того, активное участие самого ребенка способствует лучшему аппетиту, спокойному отношению к процессу. Самостоятельные действия очень радуют детей этого возраста. Все большее участие детей во время еды, раздевания, умывания развивает их самостоятельность, а производимые, при этом действия способствуют развитию координации движений. Ребенок практически знакомится с различными качествами и свойствами предметов (цвет платья, вкус пищи, холодная или теплая вода и многое другое), у него расширяется кругозор, постепенно формируются элементарные знания. При правильных соответствующих объяснениях взрослых обогащается словарь ребенка (название кушаний, одежды, посуды и различных действий). Учитывая индивидуальные особенности детей, не следует спешить при проведении процессов, а тщательно удовлетворяя все жизненно важные потребности детей в еде, отдыхе, чистоте, в то же время широко использовать общение с детьми во время кормления, туалета, укладывания спать в целях их воспитания и развития.
  • Комментарии: [0]

На правах рекламы

Gerber

"Расти здоровым с первых дней" – совместная образовательная программка ГУ НИИ питания РАМН и Gerber по питанию малышей на первом и втором году жизни советует последующие правила здорового питания для Вашего малыша:

1. Постарайтесь подкармливать малыша грудью, ведь грудное молоко содержит все нужные питательные вещества, нужные для настоящего развития малыша в 1-ые месяцы жизни. Не считая того, грудное молоко – гарантия неплохого иммунитета, оно обеспечивает природную защиту от заразных и аллергических болезней (узнайте больше о том, как избежать риска пищевой аллергии, на www.gerber.ru).

2. Приблизительно в 4-6 месяцев* начинайте вводить прикорм в дополнение к грудному молоку либо приспособленной консистенции. В этот период у малыша, обычно, неплохой аппетит и маминого молока либо консистенции очевидно недостаточно. Также малышу пора обучаться получать способности питания и обучаться принимать разные вкусы и текстуры товаров.

3. СЧИТАЕМ ДО 1. Питание, состоящее из 1-го компонента, позволит уменьшить риск аллергии и равномерно знакомит малыша с новыми продуктами. Потому прикорм следует начинать с однокомпонентных товаров : овощных и фруктовых пюре, либо каш. Незапятнанная рецептура без сахара, соли, крахмала и прибавления соков более сладких фруктов – безупречна для начала путешествия в мир новых вкусов!

4. Каша, обогащенная железом и цинком, в купе с пюре либо соком, обогащенным витамином С – принципиальное дополнение к грудному молоку. Железо нужно ребенку для здорового роста и настоящего интеллектуального развития. Цинк является принципиальным питательным веществом – для обычного функционирования иммунной системы (подробнее о питательных субстанциях, нужных малышу на первом году жизни, читайте на www.gerber.ru).

5. 100%-ые соки и вода – полезные напитки для Вашего малыша, но смотрите, чтоб они не вытеснили из его рациона грудное молоко либо приспособленную смесь.

6. Кормите малыша нежирным мясным пюре и другими продуктами, обеспеченными белком. Начните знакомство с мясных пюре – без соли, состоящих из 1-го вида мяса: индейки либо ягненка.

7. Разнообразьте рацион малыша, соединяя уже знакомые ему продукты, к примеру, смешанные фруктово-овощные пюре либо мясо с овощами.

8. После 8 месяцев почаще включайте в каждодневный рацион питания малыша различные овощи и фрукты.

Правильное питание малыша

9. После того, как малышу исполнится год, ему можно предложить цельное коровье молоко (если нет противопоказаний).

10. Желудок малыша очень мал. Каждый кусок должен быть полезен и питателен. Постарайтесь избегать высококалорийных, но бедных питательными субстанциями товаров, таких как жареный картофель, газированные напитки, сладости.

11. Предлагайте малышу различные продукты и позвольте ему съесть столько, сколько он желает. Смотрите за знаками голода и сытости малыша, дайте ему без помощи других регулировать количество потребляемой еды. (узнайте, как найти, сыт либо голоден кроха, на www.gerber.ru).

12. Постарайтесь верно питаться сами, ведь ребенок обучается, смотря на Вас.

Питание малыша

Подготовлено по материалам веб-сайта www.gerber.ru

* Более тщательно о сроках введения прикорма:

Пищевое поведение малыша от месяца к месяцу

Примерная схема введения товаров и блюд прикорма детям первого года жизни

  • Комментарии: [0]
Информация о сайте

Все права защищены.Копирование материалов запрещено.
Беременность и роды
В ходе проведенного недавно исследования выяснилось, что у мужчин, работа которых предусматривает более шесть часов сидения на одном месте, резко уменьшаются шансы стать отцами. Для проведения исследования ученые использовали специальные термометры, "встроенные" в трусы мужчин, сообщает MIGnews.com. Тесты показали, что после просиживания на одном месте более одного часа, в области мошонки уровень температуры повышается в среднем на 2 градуса по отношению к общей температуре тела. Вместе с тем давно установлено, что для выработки качественной спермы требуется, чтобы температура яичек (тестикул) была ниже нормальной температуры тела. Пока исследователи не готовы дать ответ на вопрос, каким образом следует решать данную проблему. Тем более, что число работников офисных помещений растет из года в год. В качестве одного из возможных решений, ученые предлагают мужчинам, планирующим стать отцами, как минимум на один год отказаться от работы в офисе и уделить больше внимания физической активности. Еще один вариант: каждые полчаса можно делать перерыв в работе и посвящать это время получасовым прогулкам. Этот способ позволяет восстановить температурный баланс в области мошонки до нормы. Подробнее об этом исследовании можно прочесть на страницах научно-медицинского журнала Reproductive Toxicology.
Детское постельное белье Новорожденный малыш первое время обходится без простыни и пододеяльника, так как их пеленки заменяют. Но с возраста трех месяцев малышу надо иметь детское постельное белье. Количество предметов понемногу будет увеличиваться. Детское постельное белье: К примеру, к трем годам ребенок так подрастет, что ему понадобится подушка. Помимо подушки еще надо будет купить наволочку. Двухлетнему ребенку необходим целый комплект детского постельного белья. Поскольку пеленки уже не нужны, их надо выстирать, выгладить и аккуратно сложить в шкаф. Возможно, они понадобятся для второго малыша. Если хотите, то на память можете сфотографировать их, например, на телефон Nokia c8, ведь иногда так приятно вспомнить, каким было первое белье малыша. Поскольку малыши растут быстро, мама должна следить, не стал ли слишком маленьким пододеяльник. Ребенок не будет спокойно спать, если из-под одеяла будут высовываться пятки. Чаще стирайте детское постельное белье, так как он потеет во сне, а на несвежей простыне спать вредно. На коже от этого может быть раздражение. Необходимо следить за тем, чтобы постель все время была опрятной и чистой. Комплект белья необходимо менять три раза в неделю. Если с малышом время от времени случаются «неприятности», положите клеенку под простыню. Детское постельное бельеДетское постельное белье Детское постельное белье не надо стирать синтетическими порошками. Ведь они из ткани очень плохо выполаскиваются. Если между волокнами пододеяльника или простыни останутся частички порошка, то у ребенка они могут аллергию вызвать. Выстиранное белье следует просушить и хорошо утюгом прогладить, чтобы уничтожить всех вредных микробов, которые пережили стирку. Ребенку будет очень приятно спать на проглаженном белье. Однако крахмалить наволочки, пододеяльники и простыни не надо. Ведь детская кожа очень нежная, а жесткая ткань, как правило, вызывает раздражение. Более того, накрахмаленное белье очень плохо пропускает благу и воздух. Все детское постельное белье должно быть опрятным и новым. Малыши всегда очень чувствительно реагируют на заплатки на пододеяльнике или дырочки в простыне. Однако если вы сможете хорошо зашить дырочку, то покупать новый комплект белья пока не обязательно. Не рекомендуется детские и взрослые постельные принадлежности хранить вместе. Во-первых, это правило гигиены. Во-вторых, в случае необходимости белье малыша будет легче найти.
Для того чтобы дети могли самостоятельно играть, нужно обеспечить им следующие условия: предоставить детям достаточную площадь для движений; дать достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей, чтобы они могли их правильно использовать; обеспечить своевременную смену игрушек, что должно поддерживать у детей более длительную и разнообразную деятельность. Хотя роль взрослого в развитии ребенка второго полугодия жизни остается ведущей, но с приобретением личного опыта ребенка в использовании игрушек повышается значение его самостоятельной деятельности. Однако она будет возникать у ребенка и поддерживаться, если воспитательница часто подходит к детям и побуждает их к тем или иным действиям. В течение одного отрезка бодрствования, кроме проведения игр-занятий, нужно обеспечить детям постоянную смену самостоятельной деятельности и общения со взрослыми. Когда взрослые заняты гигиеническим обслуживанием или кормлением детей, должна быть правильно организована самостоятельная деятельность каждого ребенка. Необходимо неоднократно проверять, чем занят ребенок, и привлекать его внимание к игрушке постукиванием и звучанием, вызывая повторное стремление взять ее и опять с нею заняться. Во втором полугодии повышается интерес ребенка к игрушке и меняется отношение к ней. Если с первых месяцев жизни дети привыкли бодрствовать некоторое время без участия взрослого, то во втором полугодии они могут более длительно самостоятельно играть. В процессе самостоятельной деятельности ребенок совершенствует и закрепляет умения, которые он приобрел до 5—6 месяцев и которым научил его взрослый во время занятий с ним, а также приобретает некоторые новые умения. Самостоятельно играя с игрушками, 7—8-месячный ребенок может овладеть некоторыми элементарными действиями, вытекающими из свойств этих предметов. Например, ребенок может самостоятельно и без подсказки взрослого узнать, что погремушка звенит, если ею размахивать, что мяч катится, если его подтолкнуть, что шарик можно вынуть из мисочки. Дети этого возраста могут научиться сами вставать к барьеру, ходить вокруг него. Дети второго полугодия первого года жизни общие движения осваивают в основном в процессе самостоятельной деятельности. Однако у 10—11-месячного ребенка не может без обучения взрослого своевременно появиться, например, учение надеть кольцо на стержень или положить кубик на кубик — этому его должен научить взрослый.
Пожилых женщин не стоит лечить от бесплодия Английский врач подверг критике коллег, позволивших пожилой паре пройти лечение от бесплодия и воспользоваться технологией экстракорпорального оплодотворения. По его мнению, мать, которой уже исполнилось 56 лет, вряд ли сможет вырастить ребенка и обеспечить его всем необходимым, тем более, не следует ей помогать, если она бесплодна. Автором такого утверждения стал Питер Боуэн-Симпкинс из Королевского колледжа акушерства и гинекологии. По его словам, официальных ограничений по возрасту для экстракорпорального оплодотворения нет, но большинство здравомыслящих врачей, руководствующихся интересами будущего ребенка, не станут помогать женщинам старше 50 лет. Теперь же 56-летняя Линн Безант готовиться стать матерью двойняшек. Если все пройдет без осложнений, то она станет самой старшей матерью в Великобритании, которая родила близнецов. Она и ее муж Дерек, которому исполнилось 55 лет, ожидают появления детей в июне этого года. У нее уже есть трое взрослых детей, кроме того, в прошлом у Линн было несколько невыношенных беременностей и случаев мертворождения. По словам представителя британского управления по оплодотворению и эмбриологии человека, в каждом случае врачи должны решать эту проблему индивидуально, с учетом интересов ребенка и риском возможных осложнений. Если сотрудникам управления становится известно о таких случаях, они связываются с больницей и выясняют детали. Однако, если все формальности соблюдены, никаких рычагов давления на администрацию не остается. Так что последнее слово всегда остается за врачами. В данном случае решение принято в Лондонской гинекологической клинике на Харлей-стрит.